Войти в почту

Где брендинг, а кто бредит? Куда сбежала Белочка-умелочка

Часто приходится в различных городах видеть смещение понятия «благоприятная городская среда» в сторону украшательства. И почему власти думают, что чем больше устанавливается памятников, тем в городах больше точек исторического и общественного притяжения? Общественные пространства и городская среда далеко не только место для фотографирования… Еще хуже, когда исторические и культурные коды территории заменяются новоявленными брендами, которые властями финансово поддерживаются на каком-то отрезке времени (пока имеется возможность за счет каких-то мероприятий выуживать из бюджета и спонсоров деньги), а потом благополучно забываются. О тяге курганских властей к строительству памятников мне уже приходилось рассказывать, пришло время, видимо, поговорить том, что ни одним памятником не заменить, о краеведческой и исторической культуре и современных брендах. Несомненно, что местный менталитет всегда отличается от запросов приезжих туристов или командировочных… Путешественникам всегда интересно что-то необычное, что отличает город от соседей, область от других регионов. Может ли Курганская область что-то предложить и себя показать? И здесь только Белочкой-умелочкой, которая Администрацией города Кургана объявлена литературным брендом города не обойтись. Врать не буду, о стихах Леонида Куликова я раньше ничего не слышал, его Белочку-умелочку в детстве, да и своим детям, не читал, как-то так сложилось, что классическое школьное образование обходило курганского автора стороной… Бажевские сказы и Каравеллы Крапивина меня привлекали всегда, причем не из-за того, что авторы жили практически на соседних со мной улицах в Свердловске… Никто из свердловчан и не думал из них делать бренды… Литературные герои жили в детстве, они перекочевывали из детства родителей в детство детей силой авторского слова и образностью… В детстве они, видимо, поселились надолго… Но не одними детскими литературными героями живут территории, не они их делают узнаваемыми. Что для меня, жителя Среднего Урала, Курган и Курганская область? Хотел бы сразу исключить из этого перечня то, что меня здесь не впечатляет: декабристы — они часть истории, но далеко не бренд территории, так как есть Ялуторовск, где о них могут рассказать более содержательно, сторожевая башня курганского острога — считаю, что для тех, кто видел Ялуторовский и Обдорский остроги, эта местная потуга создания исторического облика просто угнетает. Не впечатляет — не манит… Курган и Шадринск — клондайк и колыбель купеческой истории. Далматовский кремль может существенно оттенить своих Верхотурского и Тоболького братьев, находясь в более выгодной транспортной доступности для жителей областных центров: Тюмени, Екатеринбурга, Кургана, Челябинска. Медицинская привлекательность озера Медвежье очевидна, но курортные сервисы на нем не развиты, напоминают худшие образчики советского периода. Что еще есть в Курганской области? Шадринская вода, которая так и не обзавелась достаточного уровня банным комплексом, шадринский гусь и пряники, Иван Шадр, река Исеть — родина уральской промышленности и градостроения. Курганская область всегда являлась хлебной житницей Урала и Сибири. Здесь и сейчас есть на что посмотреть городскому жителю, одно только село Мальцево стоит того, чтобы стать Меккой агротуризма. Совершенно не хочется опускаться до инсинуаций блогера-журналиста Варламова, описывая Курган и область как хорошие и плохие по фотографиям из интернета, все о чем я рассуждаю мной исхожено и изъезжено не на один раз. Далматовский монастырь Губернатор Курганской области Алексей Кокорин в тренде, он рассуждает об инвестиционной привлекательности своего региона. На мой взгляд, она начинается, в том числе, с формирования положительного имиджа, которого нет. Любой разговор с курганцами о городской среде, о благоустройстве, о медицине, о кадрах всегда завершается одним — беспробудным пессимизмом, здесь не только дефицит бюджета и его дотационность виной — виной всему неумение и нежелание определить точки роста самосознания, которые далеко не только в хештегах и флешмобах, которые организуют местные активисты. Конечно, весной основная тема местной повестки — паводок. Десятки лет она не сходит с ТОПов местных новостей. Ежедневные сводки об уровне воды в реке Тобол напоминают о безысходности и уязвимости людей и власти перед лицом стихии. Не думаю, что эта тема продиктована любовью к родному краю или значительным количеством подтопляемых. Это, просто, традиция… АНО «ЦКТ «Клуб уральских блогеров» 13 мая 2017 года для блогеров и лидеров студенчества организует блог-тур на Родину Дважды Героя Социалистического труда Терентия Семеновича Мальцева. В планах не только посещение мемориального дома-музея, но и знакомство с жизнью села Мальцево, а также местного сельскохозяйственного предприятия ООО «Агро-Клевер«. Знаменитый курганский полевод Терентий Семенович Мальцев после себя оставил не только бюсты в родном селе и Шадринске, а также памятник в Кургане, он создал нечто большее — традиции, которые живут и приумножаются… Именно с традициями и их приумножением, с современным курганским селом и сельчанами предстоит познакомиться в этой поездке… Смогут ли блогеры-участники поездки переломить информационные традиции региона, ожидающего и тиражирующего негатив от ежегодной стихии, сказать сложно, но о российском значении Зауралья, как житницы и закромов Родины — стоит не только писать, но и напоминать с не меньшим постоянством, чем о взятках, казнокрадах, дефицитности бюджета и паводке. Это не Белочка-умелочка, о которой мало кто слышал и которой бредят курганские депутаты, это всероссийский бренд территории… Не стоит искать смыслы территорий, там где их нет, не нужно ждать, пока очередная Белочка посетит власти, нужно спуститься к истокам, к истории и родной земле…

Где брендинг, а кто бредит? Куда сбежала Белочка-умелочка
© Уральский меридиан