В Ростове узаконят деятельность мобильных кофеен
- Первая мобильная кофейня появилась в Ростове в 2011 году, - рассказывает владелец магазинчика на колесах Сергей Подгорный. - Однако что тогда, что сейчас не было законодательства, которое регулировало бы этот вид бизнеса. То и дело слышишь об оштрафованных кофейнях. Чаще всего гоняют тех, кто пытается установить машину на центральных улицах города. Но заработать в спальных районах нереально - не та проходимость, поэтому, как только проверяющие уезжают, на следующий день на бойком месте снова начинается торговля. Претензий к мобильным кофейням множество, и касаются они в основном несоблюдения санитарных норм. Как сообщила и. о. председателя комитета по торговле и бытовому обслуживанию администрации Ростова Наталия Прилепина, с начала 2016 года в отношении работников мобильных кофеен было составлено 113 протоколов об административных правонарушениях. Торговля идет без документов о безопасности продукции, у продавцов нет санкнижек, а транспортные средства переоборудованы самостоятельно. Стаканчики с кофе продают из кузова, в котором установлено несертифицированное газовое оборудование и горелки с открытым огнем. Это представляет угрозу для жизни покупателей и самого продавца. Штрафуют также за то, что передвижной кофейни нет в схеме размещения нестационарных торговых объектов, особенно если автомобиль припаркован с нарушением ПДД. В общем нареканий много. Впрочем, сами бизнесмены считают, что массированную атаку на этот вид бизнеса власти устроили вовсе не из-за перечисленных нарушений. - К любому реальному делу можно предъявить какие-то требования, - говорит владелец мобильной кофейни Игорь Н. - Мы не отказываемся их выполнять, исправляем все нарушения, но штрафуют мобильные кофейни совсем по другой причине. Предприниматели исправно платят налоги, однако за аренду земли от нас в казну не поступает ни копейки. Но как можно требовать, чтобы мы включили свои точки в схему размещения нестационарных торговых объектов? Если участвовать в конкурсе за клочок земли и поставить на нем свою кофейню, пропадет весь смысл нашего бизнеса. Ведь мобильные кофейни и фудтраки сами передвигаются за покупателями. Однако этот вид бизнеса нашел для себя небольшую "законную отдушину". За ним есть право вести торговлю на ярмарках, рынках или на парковках торговых центров, если удалось заключить договоры аренды с собственниками территорий. Минимальный чек в мобильной кофейне около 70 рублей, при хорошем потоке покупателей дневная выручка составляет от семи тысяч рублей, а месячная - примерно 175 тысяч. Владельцы фудтраков считают, что, по самым оптимистичным расчетам, их бизнес мог бы давать более 150 тысяч рублей прибыли в месяц, но так как клиентура сейчас прижимиста, получается в несколько раз меньше. Стоимость организации бизнеса - от 440 до 700 тысяч рублей. Многое зависит от того, во сколько обойдется переоборудование автомобиля. Окупаются эти вложения в среднем от четырех месяцев до года. - Однако из-за охоты на мобильные точки на рынке увеличилось количество предложений о продаже готового бизнеса, - утверждает Сергей Подгорный. - Среди надзорных структур нет понимания, как осуществлять контроль за работой фудтраков и кофеен, а все проблемы решаются только запретительными мерами. Мы все ждем, что законодатели наконец-то увидят в нас не злостных нарушителей, а нарушителей поневоле и что-то предпримут, чтобы исправить ситуацию. А пока многие мои коллеги решили свернуть дело. Я тоже выставил объявление о продаже фудтрака. Но оптимисты все же пытаются сохранить бизнес. Как отметили депутаты городской думы, большинство точек после рейдов администрации все равно продолжает работать. В связи с этим председатель комиссии по торговле, общественному питанию, бытовому обслуживанию и малому предпринимательству Игорь Бережной и предложил городским властям рассмотреть вопрос о переходе деятельности мобильных кофеен в правовое поле. Как именно и когда, предстоит решить депутатам. Комментарий Юрий Пономарев, кандидат экономических наук ЮФУ: - Владельцы кофеен на колесах и фудтраков - это, как правило, те, кто вложил в дело последние 400 тысяч рублей и изо всех сил пытается удержаться на плаву. Если нас беспокоит, что в стране исчезает малая прослойка среднего класса, то такому микробизнесу надо дать зеленый свет, ведь со временем владельцы мобильных точек могли бы пополнить ряды среднего класса. Нельзя сказать, что власти этого не понимают. Надзорные органы отдают себе отчет в том, что требования для нестационарной торговли неприменимы к мобильной. Однако на федеральном уровне нет никакого нормативно-правового акта, на основании которого можно предоставлять владельцам таких объектов место на территории города. То есть в законе о торговле мобильные кофейни и прочие закусочные до сих пор не выведены в отдельную категорию, что существенно тормозит развитие бизнеса. Чтобы урегулировать их деятельность, минпромторг РФ предлагал создать специальные правила развозной торговли. Если бы они были утверждены, то для получения разрешения на подобную деятельность надо было уведомить уполномоченный орган в регионе и представить необходимые документы. Проект закона был подготовлен, но до сих пор не принят. Отсюда неизбежный конфликт между местными властями, не имеющими возможность выйти за рамки правового поля, и владельцами бизнеса.