Пчёлы против мёда
Зачем крупный туроператорский бизнес назначили решать проблемы розницы в отношениях с самим собой Необычное назначение: гендиректор туроператорской компании «Пегас» Анна Подгорная теперь будет председательствовать в турагентском комитете при «Турпомощи». Судя по комментариям в соцсетях, представители розницы в недоумении – почему и зачем генеральный директор туроператора, никогда не отличавшегося лояльностью к розничному рынку, уполномочен лоббировать интересы агентств. Мы со своей стороны проанализируем, в контексте каких событий произошло это назначение и какими могут оказаться последствия. Почему Анна Альбертовна? Цитируем протокол заседания комитета по взаимодействию с турагентами ассоциации туроператоров выездного туризма «Турпомощь», состоявшегося 26 апреля. «В ходе встречи директор ассоциации «Турпомощь» Осауленко Александр Павлович обратился к членам комитета с просьбой освободить его от должности руководителя комитета по взаимодействию с турагентами. Новой утвержденной кандидатурой на должность председателя стала Подгорная Анна Альбертовна – генеральный директор компании «Пегас», – сообщается на сайте ассоциации. Так как заседание произошло накануне длинных выходных, новость заметили только в первый рабочий день мая. В соцсетях турагенты хорошо отзываются о личных качествах Анны Подгорной, отдавая дань ее мудрости, профессионализму и многолетней работе в турбизнесе. Однако им неясно, почему руководить агентским комитетом назначен именно директор «Пегаса». Известно, что этот крупный туроператор всегда придерживался авторитарной позиции в отношении агентств. Особенно в регионах, где он зачастую является безальтернативным поставщиком. Этот вопрос HotLine.travel предложил прокомментировать Александру Осауленко. По его словам, кандидатуру Анны Подгорной предложили сами участники комитета, в котором числятся преимущественно представители розницы (см. список на сайте «Турпомощи»). Решение не было спонтанным: кандидатура Анны Подгорной обсуждалась больше двух месяцев назад, и сама она брала время на раздумье. Александр Осауленко рассказал, что на начальном этапе формирования комитета, полтора года назад, требовалась нейтральная кандидатура руководителя, поэтому председателем избрали его самого. Теперь, когда площадка создана и диалог туроператоров с агентами более-менее налажен, можно переходить к решению вопросов в рабочем порядке. «Мы сообща приняли решение, что я свою функцию выполнил», – отметил Александр Осауленко. Однако не все участники заседания, где было объявлено о назначении Анны Подгорной, были подготовлены к известию о смене руководителя агентского комитета. Их впечатления об этой части собрания звучали так: по кандидатуре нового председателя обсуждений не было, альтернативных вариантов не рассматривали, Анну Подгорную утвердили единогласно. Исходили из того, что возглавлять один из рабочих органов «Турпомощи» согласно уставу может только кто-то из представителей членов самой ассоциации. Анна Подгорная – уважаемый и активный участник, к тому же советник главы Ростуризма Олега Сафонова. Будут гнуть свою линию С одной стороны, всё логично. «Турпомощь» – это объединение туроператоров, поэтому и стоять на руководящих позициях должны участники из числа самих туроператоров. С другой – нельзя не учитывать специфику отношений с агентами, которые требуют к себе не просто профессионализма, а, скажем так, беспристрастной деликатности. Особенно в последнее время, когда наступление крупных туроператоров на права агентств стало заметным трендом. И вопросы в агентской среде возникли именно из-за этого. «Пегас» – один из глобальных игроков, формирующий львиную долю ассортимента для агентств, что особенно заметно в регионах. Но при этом он же последовательно внедряет решения, вызывающие всё новые и новые волны протеста. Только лишь в прошлом году таких волн было три. Сначала история с надомниками, которых «Пегас» официально пригласил на работу. Затем – очень спорное с точки зрения директоров агентств решение напрямую мотивировать менеджеров. Наконец, нашумевшее выступление вице-президента Имрана Назарова, который поднял тему депозитов для агентов в обмен на возможность продавать туры от имени туроператора. «Никто не будет проводником наших агентских интересов, кроме нас самих. ТО будут гнуть свою, выгодную им линию. Бизнес – ничего личного», – делают вывод турагенты, комментирующие назначение Анны Подгорной в группе Radio travel. Анна Подгорная, со своей стороны, конфликта интересов не видит и считает, что ее туроператорский бэкграунд не помешает. По ее словам, рознице не стоит рассуждать с позиции «мы, турагенты» и «они, туроператоры». «Мы – единый турбизнес. Свою задачу я вижу в том, чтобы выработать единую стратегию работы с учетом баланса интересов. Цели у нас одни и те же – зарабатывание денег, оказание качественных услуг клиентам», – отметила Подгорная. Секрет Полишинеля Тем не менее уже есть примеры, когда туроператорская точка зрения, скажем так, побеждает агентскую. На том же самом заседании «Турпомощи», где утвердили кандидатуру Подгорной, обсуждался текст итоговой резолюции Всероссийского конгресса турагентств (9–12 апреля, Красная Поляна). Прения возникли всего лишь по поводу одного пункта, но зато имеющего принципиальную важность для турагентств. Турагенты вроде бы договорились на конгрессе осудить практику снижения комиссий туроператорами и даже хотели указать минимальный размер, ниже которого начинается нищета и деградация. На заседании комитета было предложение установить ее на отметке 10 %. Но в итоге в окончательном тексте решили вообще убрать конкретную цифру, причем, как утверждают участники совещания, именно по настоятельной рекомендации Анны Подгорной. Якобы ею приводились аргументы об излишней открытости сугубо внутренней информации о комиссиях, что может привести к неприятным выяснениям отношений самих агентств с налоговыми органами. Кроме того, информация о размере комиссии может быть применена туристами для выколачивания скидок. Конкретику из итоговой резолюции убрали, к советам Анны Подгорной на совещании прислушались. Однако потом, обсуждая тему, представители крупных сетевых объединений и агентств согласились, что туристы давно уже в курсе, сколько зарабатывают агенты с каждого тура. Причем некоторые компании не только не делают из этого секрета, а даже наоборот, используют информацию о размерах комиссий, завлекая любителей скидок. Не особо прячут ее и сами туроператоры, размещая в открытом доступе на сайтах. Получилось так, что, пытаясь утаить этот секрет Полишинеля, турагенты фактически «слили» один из пунктов документа, который мог бы стать опорой в их извечном торге с туроператорами. Тут же возник вопрос, о каком равноправном диалоге с поставщиками можно говорить, если сама розница, собравшись на конгресс, потратив время на дебаты, не в силах отстоять свою же позицию в самом принципиальном вопросе – каким должен быть минимально допустимый уровень вознаграждения? «Розница снова проиграла туроператорам. Всего лишь резолюция конгресса. Всего лишь рекомендация туроператорам, чтобы не опускали комиссию ниже 10 %. И то не смогли отстоять...» – написала Татьяна Дмитрова (СЕО и основатель Службы «БАНКО») в группе «Тревел Президиум» на Фейсбуке. Без сомнения, тут есть над чем задуматься и лидерам общественных организаций, объединяющих турагентства, и представителям сетей. Впечатлениями и выводами некоторые из них поделились в группе «Тревел Президиум» на Фейсбуке. Мария Слугина («РоссТур») сожалеет, что не смогла поучаствовать в заседании комитета, и выразила желание попасть на следующее. А Елена Шубина («География») и Юрий Ханамирян (ГТК «ХанТур»), отметили важность более тщательного планирования повестки агентского конгресса – там должны обсуждаться темы, интересные рознице, а по результатам – формироваться рабочие группы с планом действий и конкретными сроками. Как «Турпомощь» решит Есть еще один аспект, который пока обсуждается исключительно в кулуарах, но прямо-таки просится в качестве вывода. Назначение Анны Подгорной советником Олега Сафонова и руководителем агентского комитета «Турпомощи» можно считать сигналом к дальнейшему усилению влияния этой ассоциации. Судя по всему, «Турпомощь», рассматривается отраслевой властью как флагманская площадка для решения всех оргвопросов, связанных с турбизнесом. И пока Анна Подгорная готовит план действий, можно предположить, что отраслевым объединениям турагентств нужно выстраивать свою работу с оглядкой на появление нового центра общественных инициатив. Видимо обструкция, устроенная «Турпомощи» конкурентами, желающими отобрать у неё реестр агентств, не прошла зря, из неё сделаны выводы. Ростуризм будет стремиться наделить рабочую группу при «Турпомощи» полномочиями представлять весь агентский рынок. Усиление состава комиссии авторитетной и деятельной Анной Подгорной может придать динамизма процессам, которые отраслевая власть собирается провести в сегменте розницы, и в то же время не слишком задеть интересы туроператоров. Кстати, по словам Александра Осауленко, в «Турпомощи» уже лежит около 80 заявок от желающих поучаствовать в работе агентского комитета. Это при том, что мест только 15. В связи с этим ассоциация проводит беседы с теми, кто не появляется на заседаниях, готовясь заменить их на более активных, читай, более лояльных Ростуризму.