Росавиации расширяют полномочия
Министерство транспорта России согласилось с предложением Росавиации о наделении ее функциями по проведению переговоров и заключению международных договоров в области сертификации авиационной техники, сообщил «Известиям» представитель российского авиационного регулятора. Росавиации предстоит большая работа, направленная на мировое признание российской системы сертификации, что необходимо для продвижения российских самолетов в других странах. Министерство транспорта России намерено разработать проект постановления правительства РФ о внесении соответствующих изменений в пункт 1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта. Как ожидается, документ будет принят до конца этого года. — Это позволит Росавиации напрямую участвовать в реализации своих государственных функций и значительно увеличить эффективность взаимодействия с зарубежными коллегами, — заявили «Известиям» в Росавиации. В Минтрансе считают целесообразным сделать Росавиацию уполномоченным органом исполнительной власти, который по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти будет разрабатывать и заключать международные договоры межведомственного характера, касающиеся процедур реализации межправительственных соглашений в области безопасности полетов. — С учетом эксплуатации иностранными авиакомпаниями воздушных судов российского производства, а также наличия в парке воздушных судов российских авиакомпаний иностранной авиационной техники сотрудничество с другими государствами в области сертификации авиационной техники с заключением международных договоров является необходимым для продвижения российской техники на зарубежные рынки, — считают в Министерстве транспорта. Источник в Минтрансе добавил, что полномочия будут предоставлены Росавиации исключительно в рамках переданных от Межгосударственного авиационного комитета (МАК) функций по сертификации. В сферу ответственности Росавиации на международной арене планируют отнести задачи по упрощению признания одобрений летной годности и испытаний гражданской авиационной техники, квалификационной оценки летных тренажеров, а также по упрощению принятия одобрений предприятий и персонала по техническому обслуживанию, учебно-тренировочных центров. По словам источника «Известий» в авиационной отрасли, для того чтобы получить юридическую возможность продавать российскую авиационную технику за рубежом, необходимо будет перезаключить все ранее подписанные международные договоры в области летной годности, сертификации, валидации, взаимного признания сертификатов типа на воздушные суда. Во всех этих договорах МАК выступал исполнительным органом, поэтому после передачи функций сертификации от МАК к Росавиации всю эту работу предстоит провести заново. — Это очень непростая работа, которая может занять вечность, особенно учитывая сегодняшнюю политическую ситуацию. Придется заново со всеми договариваться и доказывать, что российская система сертификации соответствует международным стандартам. Нужно быть готовым к доскональным проверкам, в том числе системы документов, правил, персонального состава специалистов по сертификации — проверяться будет всё, — отметил источник «Известий». По данным собеседника, у Межгосударственного авиационного комитета около пяти лет ушло на работу по заключению такого соглашения с США, около четырех лет — с Европейским агентством по безопасности полетов (EASA). А еще есть Китай и многие другие страны, представляющие потенциальный рынок для российских самолетов, с которыми надо будет тоже договариваться. Как пояснил «Известиям» директор Института воздушного и космического права Aerohelp Олег Аксаментов, международные договора могут заключаться на трех уровнях — главами государств, председателями правительств и руководителями отраслевых министерств. — Теоретически Министерство транспорта может передать свои полномочия по заключению международных договоров подведомственной Росавиации. Для этого должно быть подписано постановление правительства РФ, которым будут утверждены соответствующие изменения в положениях о ведомствах, — отметил Олег Аксаментов. Однако эксперт в сфере международного воздушного права Виталий Бордунов убежден, что любой международный договор должен готовиться на уровне не ниже министерства, поскольку входит в российскую правовую систему. — Заниматься подготовкой и заключением таких договоров должен государственный орган уровня министерства, никак не ниже. Данная работа затрагивает всю систему международных отношений, так как обеспечение безопасности полетов является комплексным вопросом, — заявил «Известиям» Виталий Бордунов. — В Минтрансе нет специалистов в области международного воздушного права, поэтому сейчас предпринимается попытка переложить эту работу на Росавиацию. Функции и полномочия по сертификации гражданских самолетов, авиадвигателей, воздушных винтов и бортового оборудования гражданских самолетов были переданы Росавиации в конце 2015 года постановлением правительства РФ. До этого момента данные функции были возложены на Межгосударственный авиационный комитет.