США сохранили "санкционную щель" для вертолетов Ми-17

Несмотря на секторальные санкции, в отдельных случаях США напрямую заинтересованы в сотрудничестве с российским оборонным сектором. Через «лазейку» в бюджете они продолжат оплачивать Афганистану ремонт и сервисное обслуживание российских вертолетов Ми-17, уверен старший научный сотрудник Института США и Канады Владимир Батюк.

США сохранили "санкционную щель" для вертолетов Ми-17
© Экономика сегодня

Лазейки для сотрудничества

В проекте федерального бюджета США на 2017 год сотрудничество с российским военно-промышленным комплексом прописано в виде исключения, которое допустимо при жизненно важных интересах страны. «Ранее США неоднократно делали исключение из санкционных режимов в тех случаях, когда действительно были затронуты их национальные интересы. Речь идет, например, о поставках российских ракетных двигателей РД-180 для американских ракет-носителей, а также российских вертолетов Ми-17 для афганских военно-воздушных сил. Их оплачивает американская казна. В этих случаях они готовы делать исключение из санкционного режима. В то же время без лишнего повода увеличивать объемы текущего военного и технологического сотрудничества они не намерены. Более того, они пытаются заменить российское предложение своей продукцией. Что касается ракетных двигателей, то в настоящее время США ведут исследовательские опытно-конструкторские работы по созданию собственных аналогов, которые могли бы стать заменой российским двигателям. Если говорить про вертолетный пакет, то здесь все сложнее. Конечно, они могли бы поставлять свои вертолеты, но такой вариант будет не только более дорогостоящим, но придется еще дополнительно переучивать афганских летчиков и техников, обслуживающих машины. Все это в комплексе требует колоссальных затрат, поэтому их решения продиктовано в том числе вопросами экономии», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» Батюк.

Афганистану нужны российские вертолеты

За последние несколько лет для нужд армии Афганистана нашей страной было изготовлено и поставлено более 50 транспортных вертолетов Ми-17. Значительное количество военной техники осталось в стране с советских времен. С введением санкций вопрос их обслуживания и ремонта возник крайне остро. Для полноценного сервисного обслуживания необходимо строить соответствующие центры, а у Кабула на них денег нет. Обслуживать вертолеты оказалось некому, а заключить новые контакты мешают санкции. Как объяснил нам ранее эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко, российские вертолеты используются в военных операциях, и от их успешного функционирования зависит жизнь, в том числе американского военного персонала. Более того, дополнительно обсуждался вопрос поставок в Афганистан ударных вертолетов МИ-25 российского производства. Но провести сделки планировалось через Индию, располагающую такими машинами, так как работать с Россией Кабулу мешают санкции. «Сейчас в Афганистане идет традиционное весеннее наступление правительственных войск, и они нуждаются в дополнительной огневой поддержке. Потребность в вертолетах увеличивается, и техника нужна прямо сейчас. При отсутствии собственных средств, единственный шанс Кабула - убедить США пересмотреть свой санкционный подход в отношении РФ», - считает Серенко. Но о полной или частичной отмене санкций против российского ВПК Батюк рекомендует даже не думать, так как нынешние санкции могут смениться только новыми санкциями, полностью они вряд ли исчезнут в ближайшее время.