Российские инвесторы вкладываются в influence marketing стартапы. Стоит ли игра свеч?

За последние месяцы российские инвесторы совершили ряд крупных вложений в influence marketing стартапы. Так, Фонд Guard Capital вложил $100 тысяч в онлайн-платформу GetBlogger, объединяющую рекламодателей и блогеров. До конца года фонд планирует инвестировать в этот проект еще $1 млн. GetBlogger запустили Левон Оганесян и Анна Шкирина, основатели сервиса по доставке еды Delivery Club. Их собственные инвестиции составили $400 тысяч. Сейчас на платформе зарегистрированы более 4 тысяч блогеров и более 200 брендов. EPICSTARS — платформа для размещения рекламы в постах и видео блогеров — получила инвестиции в размере $150 тысяч от фонда Admitad Invest. В системе зарегистрировано более 6 тысяч блогеров. Основатель и бывший генеральный директор хостинг-провайдера Timeweb Александр Бойков вместе с партнерами (имена не называются) вложил $1,2 млн в стартап Buzzweb, который свяжет блогеров и рекламодателей. Запуск сервиса должен состояться в мае, а головной офис разместится в США. Западные стартапы, работающие в сфере influence marketing, также активно привлекают инвестиции. Американская медиакомпания Time Inc.вложилась в стартап Speakr, а софтверный гигант Adobe тестирует свой новый продукт под названием Fleek, позволяющий брендам сотрудничать с видеоблогерами. Рынком заинтересовался даже Uber: его сооснователь Гаррет Кэмп инвестировал в сервис Dovetale, а известный бизнесмен и глава диджитал-агентства VAYNERMEDIA Гари Вайнерчук вложил средства в стартап CreatorIQ. По оценкам маркетингового агентства TrulyCast, объем рынка influence marketing в 2016 году составил $1,6 млрд. Александр Бойков из Timeweb прогнозирует, что в ближайшие 5 лет рынок будет расти стремительно, на 60% в год. Компании охотно продвигают свои товары и услуги с помощью influence marketing. Недавнее исследование eMarketer показало, что 84% брендов проведет в этом году по крайней мере одну маркетинговую кампанию с помощью лидеров мнений в соцсетях и блогах. «Классические маркетинг-каналы год от года становятся все дороже. Приходится искать новые, а блогеры — это как раз канал с высокой эффективностью и низкой стоимостью контакта», — говорит представитель фонда Admitad Invest, не пожелавший назвать своего имени. Крупные бренды верят в эффективность influence marketing, считает Александр Бойков из Buzzweb. «По разным оценкам, 60-70% среднего бизнеса в США уже закладывают influence marketing в годовой маркетинговый бюджет. В Европе эти цифры в два раза меньше, но сильный тренд на увеличение», — сказал он в комментарии Inc. Инвесторы считают вложения в influence marketing оправданными, но предупреждают: будет нелегко. По оценкам Александра Бойкова, коэффициент окупаемости инвестиций на каждый доллар, потраченный на этом рынке, в среднем составляет $6,85. Анна Шкирина из Getblogger соглашается с тем, что рынок influence marketing «очень перспективный и емкий по деньгам», но в то же время — «незрелый, нецивилизованный, непрозрачный, и, как следствие, — сложный». «Все понимают, что надо формировать рынок, сделать автоматизированную платформу-сервис, но не знают как», — сказала Шкирина в комментарии Inc. Представитель фонда Admitad Invest также считает, что рынок уже перегрет. «Тем, кому кажется, что это просто прикольная тема и можно на ней подняться быстро, — ну, удачи!» — сказал он в комментарии Inc. Прогнозировать возврат инвестиций в платформу EPICSTARS представитель фонда затруднился. «Мы еще в начале пути, и пока неясно, сколько ресурсов потребуется суммарно, для закрепления позиций. Но я понимаю, что эта история не на 1-2 года», — сказал он. По оценкам инвесторов, российский рынок influence marketing только зарождается и в своем развитии на несколько лет отстает от западного. Именно по этой причине стартап Buzzweb не планирует работать в России. «Я концентрирую усилия на более крупных рынках. При одинаковом количестве вложенных усилий выхлоп на них больше», — пояснил создатель и инвестор сервиса Александр Бойков. По его словам, influence marketing проникает в Россию «через секторы, в которых работают и конкурируют международные компании: одежда, товары повседневного спроса. Они и приносят его сюда. Но это капля в море по сравнению с западными рынками». Представитель фонда Admitad Invest согласен с мнением, что российский рынок отстает от западного. «У нас и качественных блогеров пока довольно мало. Прослойка контента в соцсетях для взрослой аудитории только формируется», — сказал он. Основатели GetBlogger считают, что российский рынок контролируется 50–100 блогерами и рекламными агентствами, которые с наценкой продают их услуги брендам. Тем не менее, Анна Шкирина смотрит в будущее с оптимизмом. Она напомнила, что, по данным Instagram, только в этой соцсети ежемесячно активны 22 млн пользователей из России. «Цифра внушительная. Нужны только усилия для формирования этого канала с точки зрения удобства, прозрачности, и, конечно, эффективности. Чем мы сейчас и начали активно заниматься», — сказала она. Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.

Российские инвесторы вкладываются в influence marketing стартапы. Стоит ли игра свеч?
© Inc.