Войти в почту

Еженедельная программа "Вести.net" от 6 мая 2017 года

Встряска на российском рынке онлайн-музыки, неожиданная презентация от Microsoft, высокотехнологичная бухгалтерия и прочие события IT-мира за неделю — прямо сейчас в итоговом выпуске программы Вести.net. Привет, планета, это программа Вести.net и у нас микроизменения. По случаю похолодания мы так и не выбрались на улицу, зато сменили студию с шестеренками на другую. Ну, вот, собственно, что могу сказать о кухне передачи — а сейчас к содержанию. Самой знатной новостью этой недели стала неожиданная презентация Microsoft. Неожиданная потому, что ее никто особенно не ждал даже в российском офисе компании. Да и вообще — что за презентация, когда на следующей неделе в Сиэттле начинается главная майкрософтовская конференция, Build? А вот поди ж ты, провели, и даже показали новый "образцовый" ноутбук — Surface. Microsoft прирастает образованием: компания из Редмонда посвятила целое двухчасовое мероприятие решениям для школы и института. И в основе учебной программы от Microsoft, разумеется, операционная система Windows – новая особая версия, Windows 10S. Главное отличие от обычной ОС – ограниченные возможности: установить приложения можно только из Windows Store, при этом они — особо проверенные на безопасность и совместимость с урезанной операционной системой. Дескать, для школьника или студента большего и не нужно. Представители компании пообещали к лету, то есть к сезону подготовки к новому учебному году, множество ноутбуков на этой платформе от разных производителей по цене от 180 долларов. Это очевидный выпад в сторону хромбуков – простеньких лэптопов на гугловской Chrome OS, которые, несмотря на свои очень ограниченные возможности, именно благодаря низкой стоимости стали удивительно популярны в американских школах. Настолько, что аналитики выделили хромбуки в отдельный класс и несколько лет с удивлением отмечали, как этот сегмент стремительно растет при общем спаде рынка персональных компьютеров. Надо сказать, Microsoft не первый раз нацеливается на рынок устройств начального уровня. Была бесплатная версия Windows 7, были попытки развивать WindowsRT для планшетов на ARM-процессорах, но тогда убедить в оправданности урезанных версий никого не удалось. На этот раз в Microsoft подготовились. Windows 10S это не просто нечто попроще, это быстрый первый запуск, чтоб не отнимать время урока, это возможность за секунды переносить настройки с одного устройства на другое на флешке и, если школа таких ноутбуков купила несколько сотен, это подписка на сервисы. В том числе на учебную версию Office 365, в которую встроили инструменты для совместной работы над проектами под присмотром преподавателя. Еще одно любопытное предложение – доработанная под образовательные нужды игра Minecraft. Говорят, в виртуальном пространстве буквально любая наука познается быстрее, если познание идет в игровой форме. Например, можно не просто что-то строить в вымышленном мире, а программировать этот процесс. В общем, Microsoft постаралась создать готовое решение для школы, и вообще на этой презентации много говорилось о доступности технологий, образования и технологий в образовании. Не обошлось и без нового фирменного компьютера. На этот раз классического ноутбука — Surface Laptop — вроде как тоже по запросам студентов. Тут, правда, о доступности речь уже не идет – 1000 долларов за самую простую комплектацию. Зато устройство очень тонкое, легкое и мощное – за точку отсчета взяли ноутбуки от Apple и виртуально победили их по всем статьям. С другой стороны, каких-то невероятных решений на этот раз в новом компьютере от Microsoft нет. Вероятно, это дополнение линейки фирменных устройств традиционным ноутбуком без выкрутасов. Ну и нужно было напомнить про само существование этой линейки, которая давно не обновлялась, и из-за этого, говорят, теряет покупателей. Возможно, поэтому сама презентация была необыкновенно долгой и театральной. В качестве эффектного хода, Панос Панаи, глава подразделения Surface, даже передал один из обтянутых алькантарой ноутбуков девушке, которая сидела в зале и работала за MacBook. Подарок ли это ради промо или ноутбук потом попросили обратно, неизвестно. Почему не могли подождать с этим анонсом — неясно, но что Microsoft нужно срочно было показывать новый Surface, было очевидно. На прошлой неделе компания отчитывалась за третий квартал и в разъяснениях для инвесторов была вынуждена указать: выручка от продаж этих устройств упала на четверть, потому что они анонсированы были аж в 2015 году и с тех пор много что повыходило на рынке — и подешевле, и помощнее. Следующая строка в нашем тележурнале "Бухгалтер высоких технологий" — квартальный отчет Apple. Небольшой спойлер — с деньгами у них все в порядке. С продажами главного товара не так звездно. Apple растет не так быстро, как раньше. Это следует из финансового отчета компании за второй квартал 2017 года. В целом компания заработала почти 53 миллиарда долларов, что на 2,5 миллиарда больше, чем в аналогичный период прошлого года. Чистая прибыль – 11 миллиардов, что тоже выше, чем во втором квартале 2016 года. Лучше всех росла категория товаров, а вернее услуг, которая в финансовых документах компании как раз и сгруппирована под названием Services. Сюда относятся доходы от музыки, видео, продажи приложений, а также от использования платежной системы Apple Pay. Последняя стала рекордсменом данной подкатегории: количество транзакций за год выросло на 450 процентов. И это при том, что яблочный сервис бесконтактной оплаты с телефона конкурирует с аналогичными предложениями от Google и Samsung. Apple Pay сегодня доступен в 15 странах, включая Россию. Неплохо себя чувствует сегмент компьютеров. Продажи лэптопов и настольных ПК с надкусанным яблоком выросли на 14% процентов по сравнению с прошлым годом. И это вопреки падающему не первый год рынку. Сегмент смартфонов — iPhone приносит Apple львиную долю денег – подрос незначительно, на один процент. В денежном выражении, конечно, это все равно очень значительная сумма — 33 миллиарда долларов. Замедление во многом связано с тем, что компания теряет долю на одном из самых перспективных рынков – в Китае, где большей популярностью пользуются аппараты местных производителей. Хуже всего продавались планшеты. Как следует из финансового отчета, на iPad Apple заработал около четырех миллиардов долларов – это на 12 процентов меньше чем во втором квартале 2016 года. Это уже можно назвать "стабильным падением", так как эта категория демонстрирует подобные цифры на протяжении нескольких лет. Во время оглашения финансовых результатов Тим Кук сообщил, что продажи умных часов компании за год удвоились. Правда, сколько это составляет в абсолютном выражении не известно – Apple не раскрывает эту цифру. Продажи Apple Watch входят в категорию "Другое". Там же "зашиты" продажи наушников, колонок и аксессуаров. Если же посмотреть в ретроспективе, то в последние годы Apple превращается из быстро, если не сказать молниеносно, растущей компании, в уверенно генерирующую наличность машину. Компания не демонстрирует рекордных темпов роста, но зато смогла скопить у себя на счетах 250 миллиардов долларов и с завидным постоянством выплачивает немалые дивиденды держателям акций. Что же касается новых категорий продуктов, то все с нетерпением ждут, как Apple себя покажет на ниве автономного транспорта (яблочные беспилотники получили допуск на дороги Калифорнии), как компания будет конкурировать на рынке новомодных и крайне популярных интеллектуальных домашних помощников, а также во что выльются слухи о том, что Apple собирается отказаться от услуг Imagination Technologies и разрабатывать графические чипы самостоятельно. Ну, подумаешь, на 14% упали продажи в Китае. Там вообще у иностранцев ничего путного не получается. Но на горизонте новая напасть — Apple грозятся перекрыть вход на родной для него рынок. Qualcomm пытается запретить продажи "айфонов" в США. Соответствующую просьбу разработчик микроэлектроники собирается в ближайшее время подать в Федеральную торговую комиссию. В случае положительного решения Apple рискует потерять 40% продаж. Подобный шаг – реакция Qualcomm на действия Apple. Компания из Купертино объявила о том, что намерена приостановить выплату роялти за используемые в айфонах модемы Qualcomm до окончательного решения суда. Обоюдные судебные претензии начались в начале года. Кульминацией стал иск Apple – компания требовала с Qualcomm миллиард долларов. Суть претензий: Qualcomm не выполняет договоренности и не выплачивает причитающийся Apple миллиард долларов. Означенная сумма – скидка, которую предоставил крупнейший производитель ARM-чипов за то, что Apple покупает сотовые модемы для своих телефонов исключительно у него. Не дождавшись выплат, Apple решила потребовать их через суд. Отказ выполнять договоренности, по мнению Apple, вызван тем, что Qualcomm считает компанию Тима Кука косвенным инициатором целого ряда судебных исков, в рамках которых пытаются доказать, что Qualcomm, пользуясь своим доминирующим положением на рынке, не только взимала с покупателей своей продукции непомерные платежи, но и запрещала пользоваться продукцией конкурентов. На данный момент Apple заняла выжидательную позицию. Тим Кук во время общения с аналитиками по итогам раскрытия отчетности за второй квартал отметил, что у каждой стороны есть своя позиция по данному спору, точки зрения не совпадают и Apple приостанавливает какие-либо выплаты до принятия решения судом. Часто подобные разбирательства могут длиться годами. За это время Apple сможет разработать собственный модем или полностью перейти на чипы того же Intel. Правда, в Qualcomm уверены, что попытка использовать сторонние решения неминуемо приведет к нарушению их патентов. А их у производителя чипов – 30 тысяч. Возможно, попытка решить вопрос не напрямую через суд, а через Федеральную торговую комиссию, может несколько ускорить процесс. Прецеденты есть. Длившиеся несколько лет патентные споры между Samsung и Apple в итоге были решены именно там. Комиссия попеременно запрещала продажи на территории США телефонов обеих компаний. Правда, в случае с айфонами, в дело вмешался президент, который отменил решение, воспользовавшись правом вето. В случае же если Apple действительно откажется от продукции Qualcomm, это может стать сокрушительным ударом по бизнесу компании. Основные покупатели смартфонных модемов – Samsung и Apple, на них приходится 40 процентов выручки. Вернемся к делам бухгалтерским. На минувшей неделе перед инвесторами отчитывался о достижениях квартала Facebook. Порядок чисел там, конечно, фантастический. Сразу видна бизнес-модель: с миру по нитке — Цукербергу рубашка. Аудитория Facebook приблизилась к двум миллиардам человек. Почти четверть людей на планете хотя бы раз в месяц заходят в соцсеть — сказать привет или узнать новости от друзей. Интересно, что первый миллиард пользователей Facebook отпраздновал в августе 2012 года, то есть, спустя 8 лет после запуска сервиса. А вот второй миллиард пришел заметно быстрее, всего за 4 года. При этом примерно 1,28 миллиарда пользователей заходят в эту социальную сеть ежедневно. В прошлом году эта цифра была меньше на 18%. Эти данные стали известны из публикации финансового отчета компании за I-й квартал 2017 года. Согласно документу, выручка соцсети в годовом выражении выросла на 49% — до $8 миллиардов, а чистая прибыль — до $3 миллиардов. Выручка Facebook от рекламы по итогам первого квартала по сравнению с этим же периодом в прошлом году тоже выросла на 51%. При этом важно подчеркнуть, что почти вся выручка соцсети, а точнее 98% — получена от рекламы. Надо сказать, что финансовый директор Facebook Дэвид Венер предупреждал ранее, что в течение 2017 года рост рекламных поступлений будет замедляться, а расходы компании вырастут, поскольку она запланировала ряд общественно полезных инициатив, которые могут отрицательно сказаться на финансовых показателях. Вероятно, одна из этих инициатив уже претворяется в жизнь. Гендиректор Facebook Марк Цукерберг, очевидно, все больше обеспокоен тем, какое влияние оказывает соцсеть на общество. Накануне он заявил об увеличении штата модераторов на 3 тысячи человек (в дополнение к нынешним 4500). Эти люди будут отслеживать и оперативно разбирать жалобы пользователей на публикации, которые могут нарушать правила сервиса. На такие шаги Цукерберг пошел после ряда инцидентов с видеотрансляциями убийств и самоубийств на Facebook. И, в частности, из-за того, что видео оставались доступными широкой публике в течение долгого времени — от нескольких часов до двух суток. Кроме того, Цукерберг также пообещал и впредь внедрять инструменты для противодействия дезинформационным кампаниям, финансируемым государствами, а также фейковым новостям. Непонятно только, будет ли он еще нанимать людей для этого или доверит работу искусственному интеллекту. Между тем, если вышеупомянутых трех тысяч новичков возьмут в штат компании, то получится, что почти половина сотрудников — а всего их у Facebook 18,5 тысяч человек — это модераторы. Интересно, что про то, как идет бизнес с шлемом виртуальной реальности Oculus, ничего не сказали — но ясно, что не очень хорошо. В декабре из компании ушел гендиректор и сооснователь Oculus Брендан Ириб. Несколько недель назад ушел Лаки Палмер, с которого шлем, в общем, и начался. Очевидно, увольнения эти связаны с неприятной для Facebook судебной тяжбой вокруг Oculus. Уволен глава отдела машинного зрения — ну а что было делать, когда он под судом — но уже за попытку воспользоваться услугами несовершеннолетней проститутки. Управлять всей VR-деятельностью взяли Хьюго Барра — он работал вице-президентом в Google, а потом в Xiaomi — но пока что побед немного. Разве что сразу после отчета объявили, что закрывают студию по производству VR-контента, которая, между прочим, заработала для Facebook премию Эмми — за VR-ежика. Но обходилась дороговато: потратили на нее больше четверти миллиарда долларов. Что у нас главное в российских новостях? Самое интересное, со скандальчиком, относится к рынку торговли цифровой музыкой. В прошлом году выручка от стриминговых сервисов в России выросла вдвое — это свыше 23 миллионов долларов. Ведомости со ссылкой на некий источник даже составили некую большую тройку стриминга: Apple Music — 600 тысяч подписчиков, Яндекс — 250 тысяч и Google Play Music — 100. И вот на прошлой неделе пейзаж в этом бизнесе сильно изменился: как мы уже рассказывали, на него вышла Mail.Ru со своим сервисом Boom. Фактически, главное в нем — легализованная музыка ВКонтакте. Яндекс сделал ответный ход. Яндекс.Музыка теперь позволяет пользователям загружать музыкальные треки и делиться ими с другими слушателями. То есть теперь в стриминговом сервисе поисковика появляется UGC — пользовательский контент. Этот тип контента всегда казался правообладателям самым подозрительным. Если трек загружен тем самым человеком, который его создал, — одно дело, но чаще всего заливают музыку, которую просто не могут найти на конкретном сервисе, а это уже повод для претензий. Впрочем, несмотря на давление правообладателей, именно UGC составляет ядро таких популярных проектов, как YouTube или музыка ВКонтакте. Как поясняют в Яндексе, сейчас каталог музыки, права на которую приобретены у правообладателей, — 30 миллионов треков. Это покрывает 85 процентов запросов слушателей. Остальное — начинающие и независимые музыканты или просто отсутствующие в библиотеке Яндекса композиции. Этот пробел и должна заполнить новая функция. Тем более что у конкурентов, в первую очередь, у ВКонтакте, возможность загружать музыку никуда не делась, несмотря на легализацию сервиса. Для того чтобы снять возможные претензии правообладателей, Яндекс разработал систему распознавания композиций и обещает отчислять какую-то мзду за прослушивания закачанной в сервис музыки, да и показываться в поиске такие треки будут ниже, чем те, права на которые приобретены стандартным образом. Практику распознавания Content ID ввел когда-то YouTube, чтобы уйти от судебного преследования, и сейчас подобные системы есть у всех крупных игроков. Впрочем, даже такой вариант не устраивает правообладателей, по крайней мере, не всех: газета "Ведомости" приводит позицию Warner Music: они "категорически против", а Яндекс встает на путь "массового нарушения авторских и смежных прав". Тут стоит заметить, что "Яндекс" всегда щепетильнее других игроков относился к пользовательскому контенту. В то время как для YouTube, Soundcloud или проектов Mail.Ru это основной метод пополнения каталога, в "Музыке" эта функция была спрятана глубоко и не позволяла делиться треками. Стоило ее сделать заметной и добавить публикацию "для всех", и правообладатели тут же воспротивились. Что еще происходило в отечественном интернет бизнесе? Mail.Ru продолжает скупать все вокруг. На этой неделе за 18 миллионов долларов был приобретен сервис по доставке еды ZakaZaka. Учитывая, что в активе холдинга уже есть Delivery Club, Mail.Ru фактически на пути к тому, чтобы стать монополистом на этом рынке. Кроме того, на этой же неделе у Rambler был выкуплен автомобильный сайт AM.RU. Зачем это было сделано, когда в этом сегменте правят Авито и Яндекс со своим Авто.ру, неизвестно, но уж наверное не просто так. Отвлечемся от рынка российского и вернемся к глобальному. Соцсеть Twitter из ленты коротких сообщений превратится в царицу телевидения. Twitter запустит свой первый новостной видеосервис в потоковом режиме. И первым клиентом, для которого платформа создаст круглосуточный новостной канал, стало информационное агентство Bloomberg. Обещают, что канал, который еще только предстоит назвать, начнет работу этой осенью. Этот шаг не вызвал удивления на рынке. В течение последнего года Twitter подписал несколько соглашений о партнерстве в области потокового видео, в надежде, что это поможет привлечь новых пользователей к платформе. В прошлом году Twitter получил права на трансляцию игр Национальной Футбольной лиги, а также стал партнером BuzzFeed для участия в президентских выборах в США. И надо сказать, что первые попытки компании сделать событийные трансляции были успешными. Охват аудитории во время просмотра матчей NFL в Twitter составил 3,5 миллиона уникальных пользователей, а охват церемонии награждения "Оскар-2017" — еще 6,4 миллиона, день инаугурации Трампа — 8,6 миллиона, а освещение в день выборов — 7,7 миллиона уникальных просмотров. Кроме того, осенью прошлого года Twitter запустил приложение для телевизионных сервисов AppleTV, Amazon Fire TV и Xbox One, которое позволяет пользователям смотреть потоковое видео из социальной сети на своих телевизорах. На презентации Apple подробно рассказывали о том, что через приложение будет доступен весь видеоконтент Twitter – в том числе, вышеупомянутые 10 матчей американской НФЛ, видео с 6 телеканалов, самые популярные твиты, Periscope-трансляции. Интересно, что во время просмотра правую часть экрана можно задействовать для отображения в ней обновляемой в режиме реального времени ленты twitter-сообщений по данной теме: реакцию пользователей, опросы, статистику матча. Таким образом, Twitter трансформирует обычное телевидение, делает его интерактивным, информативнее и самое важное, дает пользователю участвовать в магии телевидения. Вероятно, то же самое он собирается сделать и с новостным контентом. Как пишет Wall Street Journal, новая пока еще неназванная служба начнет функционировать этой осенью и будет распространяться за пределы существующего новостного освещения агентства Bloomberg, смешивая трансляции из своих глобальных информационных агентств с трансляциями от twitter -пользователей, которые перед этим пройдут некую проверку у кураторов Bloomberg. Как именно, по каким критериями будет осуществляться проверка – пока не сообщается. Рост пользователей Twitter за последние несколько кварталов застопорился, и компания пытается убедить рекламодателей в том, что с помощью видеоконтента соцсеть укрепит свою пользовательскую базу. Видеоформат на самом деле дает Twitter больше возможностей для показа рекламы, поэтому сервис так стремится перейти на круглосуточное вещание. Однако, в компании также надеются, что видео увеличит и его "липкость" и будет дольше удерживать внимание пользователей. В конечном итоге, это все поможет сделать компанию прибыльной, или может увеличить ее привлекательность для продажи. Несколько подходов к потенциальным покупателям (среди которых Google, Disney, Salesforce) Twitter в течение этих двух лет уже совершал, однако, пока оказался, никому не нужен.

Еженедельная программа "Вести.net" от 6 мая 2017 года
© Вести.Ru