Наверняка многие из нас, попадаясь на профессиональные хитрости продавца в магазинах, хоть раз покупал просроченный товар. Корреспондент Sputnik попыталась выяснить, какими методами комитет по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека борется с "просрочкой" в цхинвальских магазинах и какие продукты представляют угрозу здоровью человека. Наталья Босикова Несмотря на работу комитета по защите прав потребителя, который проводит плановые проверки в магазинах столицы Южной Осетии, предприниматели ухитряются продовать клиентам просроченные товары. Причем систематически. Цхинвальцы знают, в каком магазине лучше всего приобрести молочные продукты, мясо или рыбу, а в какой и вовсе не ходить. Жительница Цхинвала Жанна, которая не раз сталкивалась с проблемой "просрочки", возмущена недобросовестной работой продавцов нескольких магазинов расположенных в центре города. "Мне не раз продавали просроченный товар в нескольких магазинах рядом с домом. Я приносила обратно, продавец возвращала мне деньги, но при мне же ставила испорченный продукт обратно на прилавок, чтобы кто-то другой купил его повторно. Немыслимое неуважение к клиентам и согражданам. Если население осведомлено о нарушениях отдельных предпринимателей, каким образом это проходит мимо работников комитета, мне непонятно", — возмущается покупатель. По словам главного санитарного врача республики Марины Кочиевой, законодательство позволяет комитету проводить плановую проверку продовольственных магазинов один раз в год. При выявлении нарушений, сотрудники комитета оформляют соответствующие протоколы и назначают перепроверку. "Если наша служба фиксирует нарушения, мы даем предписания предпринимателю и через определенное время перепроверяем объект. В зависимости от вида нарушений, в кодексе прописаны различные суммы штрафов. Иногда обходится простым предупреждением, а иногда закрываем объект", — пояснила Кочиева. Жалоб от потребителей, по ее словам, в комитет поступает не так много. Причиной тому менталитет народа (родственные отношения, стеснение, дружба). "За прошедший 2016 год к нам поступило всего 18 жалоб по нарушениям прав потребителей. Это касалось некачественных продуктов, бытовой техники. В целом нарушений в этой области намного больше, но большинство покупателей решают такие вопросы в частном порядке, договариваясь с предпринимателем", — констатирует главный санитарный врач. Действуя таким образом, потребители не решают проблемы с "просрочкой" и не застрахованы от повторного обмана. Чтобы избежать неприятных последствий в виде отравления скоропортящимися продуктами (мясо птицы и рыбы, блюда и продукты собственного приготовления, которые предлагают "готовые кухни"), покупателю, по мнению Кочиевой, следует обращать внимание на сроки выработки и годности продуктов и покупать их в специализированных магазинах, которые соблюдают все нормы. Отдельная и очень важная тема — магазины готовой кухни. В крупных магазинах России нереализованный продукт своего приготовления уничтожают в течение двух суток со дня изготовления. Большинство магазинов в Южной Осетии относятся к этому правилу так принципиально и пытаются сбыть его всеми возможными способами, не заботясь о здоровье своей клиентуры. Чтобы избежать списания и сохранить деньги, предприниматели частенько прибегают к замене этикетки на новую — со свежим сроком годности. Кроме того, некоторые из них не соблюдают санитарных норм. Конечно, это касается не всех магазинов города. Есть и добросовестные предприниматели, которые дорожат здоровьем своих покупателей и следят за имиджем своего предприятия.

Вторая свежесть
© Sputnik Южная Осетия