Доверие населения к турбизнесу выросло
Апрельские тезисы Максима Приставко о главных трендах в туризме Редакция HotLine.travel представляет авторскую колонку Максима Приставко, замдиректора «Джет Тревел». Мы договорились, что он ежемесячно будет делиться своими наблюдениями об актуальных процессах, происходящих в турбизнесе. В этой статье – впечатления эксперта по итогам апреля. Можно сказать, его апрельские тезисы. Апрель – нервный месяц в турбизнесе. Операторы заканчивают верстку полетных программ, стараясь угадать спрос на свои направления. Агентства пытаются спрогнозировать продажи и понять, каким выдастся лето. Апрельские продажи – хороший индикатор летнего сезона. Если март вселил оптимизм, то тенденция апреля его несколько охладила, и, как следствие, общий прогноз на лето умеренно-осторожный. Тема Египта практически отыграна и ушла в пассив до осени. Информация о возможном запрете на чартерные рейсы в Турцию вызвала реакцию на грани истерики. Активно обсуждаются шансы Греции, Болгарии, Испании, Италии и других массовых летних направлений на удержание выросших в прошлом году объемов на фоне вернувшейся Турции. Растущий рубль играет на стороне турбизнеса, однако многие туристы не торопятся нести свои денежки, ожидая, что курс еще подрастет. Начавшееся к концу месяца плавное ослабление рубля я бы назвал в данном контексте благоприятным фактором, стимулирующим продажи. Однако основная тема, вызвавшая бурные дискуссии, из несколько другой области. Наверное, не было ни одного туристического мероприятия, на котором не обсуждалась бы тема агентских комиссий и скидок клиентам. Каждый второй пост в туристических группах в соцсетях так или иначе об этом. Клубок вопросов уже превратился в гордиев узел, распутать который шансов пока не видно. Толчком к обсуждению стало снижение агентской комиссии сразу несколькими крупными туроператорами. Кто-то просто снизил базовую комиссию, кто-то перевел значительную часть продаж в формат спецпредложений. Как следствие, агентства потеряли возможность давать клиентам скидки, к которым те уже привыкли. Надо отметить, что абсолютное большинство агентств понимает и признает, что практика скидок ведёт в тупик. Но отказаться от неё можно только тотально и одновременно, что в нынешних условиях не представляется реальным. К тому же появился и развивается целый ряд онлайн-сервисов, базирующих продажи именно на максимальных скидках, и это нельзя не принимать во внимание. Масла в огонь подливают туроператоры, активно развивающие свои сервисы онлайн-продаж для частных клиентов. Если раньше большинство ТО если и работали с клиентами напрямую, то упорно это скрывали, то сейчас многие явно переносят центр тяжести на прямые продажи. Более того, зачастую клиент может получить лучшую цену, чем агентство. К сожалению для агентского сообщества, эта общемировая тенденция, и вполне очевидно, что она будет развиваться. Впрочем, это вовсе не означает, что «через 20 лет не будет ни театра, ни кино – одно телевидение». Практика развитых стран, опережающих отечественный туризм на несколько лет, показывает, что существует определенный баланс между самостоятельными туристами, туроператорским и турагентским секторами. И тем не менее вопрос больной и требует решения, а сделать это можно только в рамках законодательного регулирования рынка. Между тем отраслевой закон, устаревший еще на стадии его разработки, никто менять не планирует. Но я бы не сказал, что любые попытки изменить ситуацию бесполезны. Как раз наоборот – только активной и конструктивной дискуссией в рамках туристического сообщества можно сдвинуть ситуацию с мертвой точки. На «соседней поляне» активно обсуждается тема «букингкома». Если раньше агентства рассматривали этот сервис исключительно как конкурента, оттягивающего значительную часть клиентов, то сейчас многие встали на позиции сотрудничества. Комиссия, которую он начал выплачивать, достаточно весома при минимуме усилий со стороны ТА. Мне сотрудничество с сервисом кажется рискованным занятием: получается, что агентства сами отдают своих клиентов фактически своему конкуренту. Тем более что практически всегда можно найти у российских ТО намного лучшую цену, конечно, если приложить усилия и знать, где искать. Закончить обзор тенденций апреля хотелось бы на мажорной ноте. Рынок явно преодолел худшие времена, доверие населения к турбизнесу выросло, продажи активизировались и демонстрируют хорошую глубину. На удивление высок спрос на зимние направления. Хорошо бы удержать наметившуюся тенденцию, и главное – никаких потрясений!