Рабы семейного бизнеса: как не попасть в "соковыжималку"
Психологи утверждают, что в последнее время люди все чаще ждут от работы не только денег и карьерного роста, но и комфортной обстановки, душевного общения с коллегами и пр. Особенно актуально это для больших городов — проблема одиночества в них стоит очень остро, и для многих место службы становится вторым домом. Для таких людей особенно привлекательной кажется работа в небольших семейных фирмах, где все «по-домашнему», где все свои. Но мало кто говорит о том, какие подводные камни ждут наемного работника, который пришел работать в чей-то семейный бизнес. К чему там надо быть готовым и каких ситуаций лучше не допускать? Довольно часто сотрудники поначалу души не чают в начальниках-супругах: и фирма кажется вторым домом, и атмосфера на работе семейная, и все по-домашнему. Однако через какое-то время, независимо от сферы деятельности, вылезают одни и те же особенности. «Начальница постаралась начислить максимальное количество штрафов» Декоратор Элла Русинова из Казани вспоминает, как несколько лет назад она устроилась в фирму по оформлению праздников. В основном нужно было надувать и красиво располагать воздушные шарики, потом постепенно добавились композиции из живых и искусственных цветов, затем декорирование тканями. С хозяйкой бизнеса Элла познакомилась в терапевтической группе, ее мужа знала шапочно. Сфера деятельности подразумевала ненормированный рабочий день, и новая сотрудница вполне была согласна на этот график. К тому же ей казалось, что она подружилась с супругами-владельцами. — За оклад в мои обязанности входила отзывчивость на все поручения и задания хозяев. И после больших нагрузок подразумевались выходные дни и премиальные. Но хозяйка бизнеса просила выходить и в выходные на работу. Маленькие знаки внимания, дружеские разговоры о личном и просительный голос со взглядом из-под ресниц — как я могла отказывать? Подруга ведь и мне пойдет навстречу — даст потом побольше выходных или денег добавит... Так думалось мне. Но все оказалось по-другому. Дополнительных выходных все никак не было возможности взять — заказы-то все идут и идут, а рук не хватает. Отказываться от заказов — нарушение базовых принципов хозяев. А выдача премиальных откладывается, потому что клиенты задерживают выплаты. В какой-то момент из-за хронической усталости Элла начала ошибаться. То оформление торжества опоздало на полчаса, то надули шары не того цвета — а все эти мелочи весьма важны на конкретном празднике. Клиенты оставались недовольны. После таких «косяков» Элла считала себя не вправе просить премию у хозяев. Однако к тому, что ее будут штрафовать, оказалась не готова. Это было обидно и больно ударяло по карману. — У хозяев бизнеса было разделение обязанностей, согласно способностям. Жена обычно устанавливала стандарты качества, сроки, зарплаты и требования. Муж дружил с сотрудниками. Он прекрасно умел выслушать, развеять печали, создать атмосферу радости в процессе выполнения заказов. Люди любили его, а ее боялись. На самом деле муж и жена действовали слаженно, — рассказывает Элла. Это, кстати, еще одна особенность семейного бизнеса — так или иначе, но муж и жена в конфликтах объединяются против сотрудника. Даже если один из них не разделяет взгляды другого на рабочий процесс, они стараются не спорить на работе. Каждому супругу проще согласиться с другим, чем устанавливать истину. Никто не хочет нести разборки с работы домой. Элла признает, что в каких-то ситуациях была и ее вина. Она не могла, а может быть, и не хотела отстаивать свои границы. — В тот период моей жизни я очень нуждалась в дружеской поддержке. Я сама обратилась к этим людям и попросила меня нанять. За доброжелательную атмосферу и теплое отношение я готова была многое отдать. И отдала. Полгода жизни в таком режиме, без права сказать «нет» полностью вымотали меня. Я не хотела видеть причину проблем в моих начальниках. Жена в этой паре была моей подругой, муж к тому времени тоже стал мне дорог как друг. Мне казалось, что все дело в неверной бизнес-стратегии. Я предложила свой вариант развития, но получила отказ. Ситуация еще более усугубилась, когда хозяева рассорились между собой и затеяли бракоразводный процесс. — Я как друг считала, что должна быть рядом, поддерживать их обоих. Но примирением и не пахло. Я проводила много времени с хозяйкой, практически стала частью семьи. Но делились со мной только проблемами — делить прибыль, делать меня соучредителем никто и не собирался. В это тяжелое время я, по сути, была ее эмоциональной нянькой, костылем, я пыталась наладить их отношения. Я забросила своего ребенка и свою жизнь, все мое время было отдано этой семье. Часть времени я работала на эту семью, часть времени я проводила с женой просто как друг. В итоге у Эллы начались проблемы со здоровьем. К тому же надвигался высокий сезон праздников и имелась однозначная перспектива — вкалывать за неопределенные деньги. Она поняла, что дальше так продолжаться не может, и поставила вопрос ребром: изменить концепцию бизнеса или уволить ее. Хозяйка ответила: «Уходи!» При увольнении Элла получила крохи вместо полноценной зарплаты: все выплаты шли «в черную», а начальница постаралась начислить максимальное количество штрафов. — Первый месяц я просто приходила в себя и наконец-то дошла до врача. У меня обнаружили аутоиммунное заболевание, связанное с нервным перенапряжением. Я начала лечение, и мое состояние постепенно улучшилось. Однако семейный бизнес — это в нашем случае еще и общий круг друзей, одна тусовка. И моя бывшая хозяйка шла к нашим общим друзьям и знакомым, хаяла меня, пыталась очернять меня перед клиентами. Какое-то время это осложняло мое существование. Я лишилась множества приятельских связей и клиентов. Но надо отдать должное моим близким друзьям — они остались со мной. В итоге сегодня я хозяйка собственного дела по оформлению праздников. Я сама управляю своим временем и выбираю клиентов. Сама нанимаю людей. Я стараюсь не совершать тех же ошибок, что мои наставники, а именно таковыми для меня в бизнесе является эта семейная пара. В любом случае у моих сотрудников всегда есть право голоса, и порядочность является основой нашего взаимодействия. Бумеранг возвращается. Нужно жить честно. «От меня отмахивались как от мухи» Екатерина из Красноярска занималась написанием рекламных статей, ее муж Владимир был полиграфическим дизайнером, ему часто заказывали буклеты, листовки и более масштабные проекты, куда требовалось писать большие тексты. И супруги решились открыть собственный бизнес. Катя жалуется на строптивую девушку-менеджера. Ее основная работа была обрабатывать и вести крупные заказы. Но так как в офисе не было секретаря, девушке приходилось отвечать на звонки, варить клиентам кофе, встречать курьеров и т.д. Разумеется, ее это не устроило. А ее претензии, в свою очередь, не устроили Катю. — Ну нет у нас денег сейчас нанять секретаря, — негодует бизнесвумен. — Неужели это непонятно? Мы ведь не полы ее помыть попросили. В общем-то, у секретаря и у менеджера в чем-то схожие обязанности. Все равно часто сидела без дела, сделает всю свою часть работы и сидит. Неужели самой не скучно? В конце концов, сотрудник должен понимать, что мы купили его время и в рабочий период можем занимать его разными делами. А она все с таким лицом делала, как будто великое одолжение, а потом вообще отказалась трубку снимать. Мы поспешили с ней расстаться. Могла бы войти в наше положение и просто помочь нам. Конечно, мы бы ее не обидели и в конце месяца выписали бы премию... Юлия Винокурова из Санкт-Петербурга выдержала в семейном бизнесе только полтора месяца. Она считает, что ее работодатели-супруги были прекрасными и порядочными людьми. Но никак не могли понять одну вещь: почему наемные сотрудники не увлечены товарами для животных так же, как они? — Система была такая: они работают без выходных, так как их девиз «Работа — это жизнь!», и ты тоже давай, — рассказывает Юлия. — Рабочий день продолжался и дома тоже. Вот это было невозможно. Потому что для меня жизнь — это жизнь, работа — работа. Я больше сделаю, если у меня есть время для отдыха. А на той фирме выходные, после моих неоднократных просьб, давали не когда мне надо, а когда работодателю удобно. От меня как от мухи отмахивались. Это и стало последней каплей. Люди просто не понимали, что они-то работают за прибыль, что работа — это их драгоценная идея, которую они выносили, и они ею живут. А я просто не более чем добросовестный работник, не компаньон и в компаньоны не стремлюсь. Просто исполнитель за зарплату. И моя жизнь принадлежит мне. Как и мое свободное время. Елена Алешина из Пензы столкнулась с похожим отношением, когда работала по найму у супружеской пары в рекламном агентстве: «В то время как начальник-муж поднимал планку требований все выше и выше, его супруга отчаянно экономила на всех нанятых сотрудниках. Новые обязанности навешивались каждую неделю, а когда я спрашивала, как это отразится на моей зарплате, мне обещали бонусы по итогу месяца. Конечно, никаких бонусов я не получала. Зато было много разговоров об идейности: «Смотри, как я заинтересован в том, чтобы работать по 12 часов в сутки!» Так что часто в вину сотруднику ставилось, что он пришел на работу к 9 и ушел в 18, а не задержался подольше, не подождал начальство, которое соизволило приехать в офис к 19, «а тут уже никого нет — все сбежали домой». По итогу, кстати, так никто там надолго и не задержался. Этой чудо-конторы больше не существует. Главные проблемы, возникающие при работе в семейном бизнесе. Деньги. Супруги-начальники с трудом соглашаются на прибавки к зарплате и премии, хотя говорят о них довольно много. Причина этого проста — любые попытки наемного сотрудника получить что-то сверх начисленной зарплаты воспринимаются ими как влезание в семейный бюджет, а это уже посягательство на святое. Непонятный функционал. В современной семье супруги нередко взаимозаменяемы: мужчины сидят с детьми в декрете, готовят и подбирают обои в детскую. Женщины зарабатывают деньги, лихо водят машины и иногда даже сами их чинят. Это прекрасно, но на фирму эту модель переносить не стоит. У каждого сотрудника должны быть свои обязанности, четко прописанные в должностной инструкции. «Давайте все делать всё, а деньги потом как-нибудь поделим» — это плохая стратегия для бизнеса. И особенно она плоха для наемного сотрудника. Который сегодня делает одно, завтра — другое, а зарплата его остается прежней. Вовлечение сотрудников в семейные проблемы. Этот пункт, безусловно, варьируется в зависимости от воспитанности начальников, но все же чаще всего сотрудники обречены слушать про здоровье тещи, велосипеды для детей и билеты в Сочи. Начинается все с безобидных просьб о помощи, а потом незаметно становится еще одним блоком дополнительных бесплатных обязанностей сотрудника. Адвокат Александр Карабанов дает несколько советов, которые должны помочь вернуть отношения работника и нанимателей в правовое русло. Премии Прописывать размер премий в трудовом договоре не обязательно, но желательно, особенно если заработная плата работника складывается из обязательного оклада и «необязательной» премии. В таком случае прописывание размера премии и условий премирования позволяет избежать многочисленных проблем, связанных с необоснованным, на взгляд сотрудника, уменьшением заработной платы. В трудовой договор могут быть включены: 1) ссылка на отдельное положение о премировании; 2) пункт о премировании, в котором будут оговорены условия и размеры выплачиваемой премии. В трудовом договоре могут быть указаны: 1) конкретная сумма премии; 2) размер премии в проценте от оклада или оплаты за каждый заключенный договор (проданную услугу, товар). Время работы и перерыв на обед Во избежание многочисленных проблем и конфликтных ситуаций между работодателем и работниками в трудовом договоре необходимо четко прописать продолжительность рабочего времени. Это может быть и сменный график, но обязательно надо точно указать, что работник выполняет свои обязанности 2 дня по 12 часов и 2 полных дня отдыхает, или указать иную продолжительность рабочего времени. Необходимо указать время начала исполнения и прекращения исполнения рабочих обязанностей: например, начало рабочих обязанностей — 9.00, прекращение рабочих обязанностей — 19.00. При этом в трудовом договоре желательно прописать время обеденного перерыва, например с 13.30 до 14.30 ежедневно. Переработки Трудовым кодексом РФ предусмотрена большая оплата переработок по сравнению с работой в обычном режиме. Так, первые 2 часа сверхурочных работ должны оплачиваться не менее чем в полуторном размере. Последующие часы переработок — не менее чем в двойном размере. Также сверхурочная работа может компенсироваться дополнительным временем для отдыха — т.н. отгулами. Возможность сверхурочной работы и характер ее оплаты можно прописать в трудовом договоре. Однако следует отметить, что если эта возможность в трудовом договоре не прописана, то работодатель обязан оплачивать переработки в соответствии с ТК РФ. Работник вправе добиваться такой оплаты, в том числе и через суд. Еще подводные камни Самое главное, о чем необходимо помнить при трудоустройстве, — необходимость соблюдения Трудового кодекса РФ. Хорошие отношения с работодателями — это прекрасно, но лишь тогда, когда они не становятся прикрытием для неоплачиваемой эксплуатации вашего труда или привлечения к выполнению действий, не входящих в ваши должностные обязанности. В этом плане проще работать в крупных компаниях, где жестче соблюдается дистанция между «рабочим» и «личным». Поэтому самое главное, о чем нужно думать, — о защите собственных интересов, в том числе права на достойную зарплату, отдых, труд и условия труда. Семейный бизнес или не семейный — это уже второстепенный вопрос, но вы должны четко понимать, что вы наемный работник и ваши интересы немного отличаются от интересов работодателя.