Ещё

7 главных заблуждений российских бизнесменов (деньги не любят тишину, а бизнесу не нужна гениальная идея) 

Фото: Inc.
Заблуждение № 1:  — это большой рынок
Россия — самая большая в мире страна, но размер экономики и рынков не определяется размером территории. Как ни считай, доля России в мире по населению, ВВП, объему торговли и ключевых рынков составляет не более 2% (а по ряду показателей в последние годы даже уменьшается). В экономическом отношении Россия сейчас — это средняя страна на периферии, с довольно плохим логистическим потенциалом.
Если предприниматель хочет построить действительно крупный бизнес, он должен выйти за границы нашей страны и встроиться в глобальную конкуренцию и кооперацию. Некоторым это уже удалось — за четверть века российские компании среднего размера лидируют на мировых рынках в своих нишах: ABBYY, Kaspersky, Parallels, Luxoft, NT-MDT. Зарубежная выручка этих компаний может существенно превышать выручку внутри страны.
Выходить на внешние рынки страшно: барьеров много — язык, культура, законодательство, неизвестные потребители и агрессивные конкуренты. Но потенциальные выгоды от успеха за пределами России перевешивают все угрозы.
Заблуждение № 2: чем больше ресурсов, тем лучше
Российский бизнес привык расти через слияния и поглощения. Обычная практика — строительство вертикально интегрированных структур (вспомним ресурсные и «тяжелые» компании с их попытками выйти на зарубежные рынки). При этом производительность у них в разы меньше аналогов из стран : добывает на одного сотрудника в 2 раза меньше нефти, чем BP и , а  (даже после масштабной оптимизации персонала) производит в 5 раз меньше автомобилей на сотрудника, чем .
Малый и средний бизнес в этом отношении гораздо более эффективен. Ведь большинству небольших компаний приходилось начинать с малого — например, свой первый офис ABBYY арендовала в детском саду, а SPLAT, не имея денег на маркетинг, продвигала зубную пасту через аптечные сети. Эти компании развивались «на свои» — без привлечения средств от сторонних инвесторов.
Начинающие предприниматели должны понимать: технология, продукт и клиенты (которым этот продукт нужен) важнее, чем «тяжелые» активы, тысячи сотрудников и стартовый капитал. Деньги и активы можно занять, а вот хороший продукт и клиентов — вряд ли.
Заблуждение № 3: для бизнеса нужна гениальная идея
Многих начинающих предпринимателей останавливает отсутствие прорывной идеи, которая, на их взгляд, могла бы стать драйвером развития бизнеса. В действительности большинство успешных российских компаний не имеют уникальных бизнес-идей. «Одноклассники», «ВКонтакте», Ozon, «Тиньков», KupiVIP, Avito, и многие другие лишь построили качественный продукт, сервис или бизнес-модель вокруг потребности рынка, которая была известна до них.
Большинство венчурных инвесторов в принципе не инвестируют в идеи, которые не показали свою работоспособность на других рынках. Письма со словами «уникальный проект» они сразу же отправляют в корзину. Ценность бизнеса определяется не идеей, а ее исполнением и командой, которая ее реализует.
Заблуждение № 4: никому нельзя доверять
Во всем мире бизнес строится на доверии — его отсутствие автоматически увеличивает издержки. В России общественное доверие находится на среднем уровне — выше, чем в  и , но ниже скандинавских стран. Наша проблема в том, что никто никому не верит, и за это платят как потребители, так и бизнес. Российские интернет-магазины вынуждены держать высокий оборотный капитал и выстраивать собственные логистические цепочки, поскольку потребители предпочитают расставаться с деньгами только после того, как увидят товар (а «» как логистическому оператору не доверяет вообще никто).
Управленческая паранойя и стремление все делать самому зачастую приводит к обрастанию бизнеса непрофильными активами. Иногда они превращаются в самостоятельный прибыльный бизнес, но чаще всего размывают управленческий фокус и затраты.
Тот, кто первым сломает порочный круг недоверия, может снять сливки с рынка. Как это сделали ВР и Shell, первыми в России внедрившие принцип пост-оплаты на АЗС. Они понимали, что потенциальный ущерб от автолюбителей, которые «забыли заплатить», существенно ниже, чем возможный рост доверия потребителей к бренду. Сегодня эта модель в  работает практически в каждой сети и стала новым стандартом клиентского сервиса.
Заблуждение № 5: деньги любят тишину
Это правило и сейчас верно для крупных частных капиталов, но начинающему бизнесу (в первую очередь — малому) оно может лишь навредить. С открытостью в России всегда было сложно: в советское время бизнес запрещали, в 90-е — приезжала «крыша», а в 2000-е — компанию могли отжать. Но сейчас, когда в мире доминируют социальные сети, открытость несет в себе гораздо больше выгод, чем угроз.
Показательный пример — Dodo Pizza Федора Овчинникова. С самого основания компания действует предельно открыто: выкладывает в сеть свои бизнес-планы и отчеты, находит инвесторов с помощью краудфандинга и позволяет клиентам через веб-камеру наблюдать, как готовится пицца. В сочетании с продуманной бизнес-моделью такой подход дал свои плоды — всего за 5 лет Dodo стала крупнейшей сетью пиццерий в России. По состоянию на май этого года, компания и ее франчайзи открыли более 193 пиццерий в 9 странах, в том числе на предельно конкурентных рынках и .
Заблуждение № 6: чтобы стать предпринимателем, не обязательно учиться
Чтобы стать успешным предпринимателем средней руки, формальный диплом МВА обычно не нужен. Исследование бизнес-школы «Сколково» показало, что большинство основателей средних российских компаний, успешных на мировых рынках, имеют техническое образование и никогда не учились в бизнес-школах.
Но если вы хотите ускорить рывок из среднего в крупный бизнес (или из малого — в средний), образование не помешает. В опыте бизнес-школы «Сколково» есть немало примеров, когда бизнесмены, пройдя учебную программу, затем приводили на нее свою управленческую команду (так сделал, например, из SPLAT).
Немало компаний основано выпускниками SKOLKOVO Startup Academy: BelkaCar (), 2Can (), Plov.com (Ильхом Исмаилов), LegalSpace (), Babystep.tv (Айнар Абдрахманов). А выпускнику программы МВА  учеба помогла существенно увеличить объемы бизнеса QBik (предоставляет быстросборные архитектурные решения для фестивалей).
Заблуждение № 7: бизнес — это только про деньги
Все больше российских компаний понимают важность экологического и социального аспектов бизнеса. Термин «устойчивое развитие» уже прочно вошел в лексикон западных предпринимателей. Их российские коллеги пока делают в этом направлении только первые шаги.
Так, предприниматель из  организовала производство меда с ягодами в деревне, чтобы возродить семейную пасеку (это было главной целью) и помочь местному населению заработать (социальный аспект). Она закупила оборудование в Германии и дважды подняла деньги на Boomstarter. Бренд для нового дела позаимствовала у своего предыдущего бизнеса по производству галстуков-бабочек — Coco Bello. В итоге продукция, несмотря на высокую цену, раскупается полностью. В работу компании вовлечено около половины из 50 жителей деревни, а Гузель строит планы по расширению производства.
Читайте также: президент Московской школы управления «Сколково»  — о качествах, которыми должен обладать человек, чтобы открыть свое дело
Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео