Эксперт рассказал о проблемах инвалидов при взаимодействии с финансовыми учреждениями

В России на данный момент наблюдается невозможность участия инвалидов в отдельных финансовых операциях. Об этом заявил руководитель отдела по трудоустройству людей с инвалидностью региональной общественной организации «Перспектива» Михаил Новиков. «Наиболее характерный пример — невозможность оформления страховки от потери трудоспособности. И я, и мои знакомые, мы работаем, у нас доход выше среднего уровня, но никто из нас застраховаться не может, что противоречит существующему законодательству и влечет многие весьма существенные последствия и ограничения в финансовом поведении для людей с инвалидностью, — рассказал Новиков. — Например, большие проблемы возникают при получении ипотечного кредита. Отсутствие возможности оформления подобного рода страховки сразу существенно повышает ставку, на несколько процентных пунктов, что в отношении людей с инвалидностью неправильно как с финансовой, так и с социальной точки зрения. Эту ситуацию можно в определенной степени рассматривать и как дискриминационную практику». Новиков также отметил, что существует проблема с уровнем финансовой грамотности людей с инвалидностью, особенно в регионах. Он сказал, что сталкивался со многими людьми, которые имели меньше социального опыта, финансовых возможностей, необходимого образования и даже доступа к информации, например, в силу своей инвалидности по зрению или по слуху. По мнению Новикова, подобные препятствия на пути людей с ограниченными возможностями оставляют их финансовую грамотность на весьма низком уровне, из-за чего возникает достаточно много житейских проблем и повышается риск быть обманутыми и подвергнутыми мошенническими действиям. Кроме того, стоит вопрос о качестве обслуживания клиентов с инвалидностью. «Вопросы терминологии и этикета весьма важны и неприятно, когда сталкиваешь с некорректным поведением (сотрудников банков). Может, это не так уж страшно, но бывает, мы собираем весьма осязаемые кейсы, когда человеку неслышащему или незрячему отказывают в получении услуги, требуют, чтобы он пришел с сопровождающим, который бы ознакомился вместо инвалида с банковскими документами и ответил на вопросы банковского менеджера, чтобы услуга была все-таки оказана, — делится Новиков. — Бывает, когда с собакой-проводником не пускают человека в офис банка, что является прямым нарушением закона о социальной защите инвалидов в РФ. Или, например, отказывают в приеме факсимильной подписи. Оказывается, многие банковские сотрудники не знают о том, что сейчас люди с инвалидностью по зрению могут такой подписью пользоваться при подписании финансовых документов», По мнению представителя «Перспективы», требуется создание серьезной программы подготовки и просвещения сотрудников фронт-офисов банков, которые непосредственно взаимодействуют с клиентами с ограничениями. Непосредственно «Перспектива» проводит тренинги и семинары по этому вопросу. Тем не менее, Новиков отметил, что доступных отделений банков, где могут обслужить людей с инвалидностью, в России все больше. Особых сложностей с этим не возникает даже в регионах. «Тут больше не проблемы доступной среды, а проблемы финансовой грамотности и доступа к финансовым услугам. Чем больше людей с инвалидностью будет активными участниками рынка труда, финуслуг, тем их больше будет в отделениях банков. Одно развитие доступной среды таких людей на улицы не выведет, им нужна цель для того, чтобы куда-то перемещаться — наличие работы, необходимость посещения банка, желание совершить прогулку или пойти в развлекательный центр», — замечает Новиков. Новость