Рынок газомоторного топлива в России: есть ли перспектива уйти от нефти?
О безопасности Начнем с главного. Речь в этой публикации идет о сжатом природном газе (метан), а не о компримированном (пропан-бутановая смесь). Первый легче воздуха. И в случае розлива моментально улетучивается, не создавая угрозы взрыва. Таким образом, СПГ ничуть не опаснее традиционного бензина. Кроме того, баллоны для хранения СПГ не столь тяжелы и объемны, как для КПГ, что создает дополнительные преимущества в использовании. Кто основной потребитель? Очевидно, что целевая аудитория, потребляющая природный газ в качестве топлива — такси, корпоративные парки и перевозчики. Ниже несколько наиболее показательных примеров. Сейчас, по информации пресс-службы ПАО «Газпром», собственный парк газомоторных транспортных средств в 2016 году был увеличен до 8200 единиц. До 2020 года Почта России планирует перевести на газ до 1000 авто из своего парка. Макдоналдс, КАМАЗ и ХАВИ Логистикс, совместно с «Газпром газомоторное топливо"также принимают участие в переводе парков авто на газ испособствуют развитию инфраструктуры заправочных станций. КамАЗ производит ГБО (газобаллонное оборудование), ХАВИ Логистикс закупает его, Газпром создает сеть заправок на маршрутах доставки Макдоналдс. Сроки пока не ясны. Одна из стремительно развивающихся российских компаний «Альтернативные Топливные Системы» предлагает услуги по созданию экологичного таксопарка «под ключ», в том числе закупку заводского транспорта, установку газового оборудования, организацию бизнес-процесса. Грядущая новинка отечественной автоиндустрии, подготовленная этой организацией — Lada Vesta CNG, старт продаж которой намечен на лето 2017 года. Первый проект коммерческого автопарка на природном газе был реализован в Тольятти компанией АТС в 2014 году в Тольятти. Сейчас таксопарки на природном газе уже созданы в семи регионах России. Но некоторые эксперты скептически настроены по отношению к конвейерной сборке таких авто. Борис Паньков, генеральный директор Omnicomm: ИА REGNUM обратилось за комментарием к Председателю Комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды СергеюЧернину. Что же касается экологической привлекательности, будущее все же не за ТС с двигателями внутреннего сгорания, а за электромобилями, которые получают все большее распространение в Москве. При этом у гибридных автомобилей выброс вредных веществ в атмосферу находится наравне с авто, работающими на газомоторном топливе». Что дальше? До 2030 года «Газпром газомоторное топливо» планирует активное повсеместное внедрение природного газа в качестве моторного топлива в сегменте частного легкового транспорта. На эти цели планируется выделить 769,6 млрд. рублей. Из федерального бюджета поступит 163 млрд. рублей, половина из которых пойдет на покрытие льгот по транспортному налогу для владельцев газомоторного транспорта и субсидии на производство техники, а также на льготные парковки. Стратегия включает в себя несколько этапов: 1.На природный газ планируется перевести муниципальный транспорт в городах с населением более 100 тыс. человек; 2. В планах компании до 2020 гг. приоритетное развитие сегментов коммерческого среднего и малого транспорта; 3. Внедрение сжиженного природного газа в сегментах ж/д, магистральных грузо‑ и пассажироперевозок, а также тяжелой с/х техники. Кратко резюмируя, можно сказать, что в вопросе использования природного газа Россия, впрочем, уже традиционно, не первооткрыватель. Кроме того, мы сильно отстаем от таких стран, как: Франция, Италия, Индия. Но в этом есть и свои плюсы — можно использовать опыт других государств. Ситуация с газомоторным топливом в России, на сегодняшний день, выглядит примерно так: мы не выпускаем автомобили, использующие природный газ, так как нет заправок и нужны инвестиции. Мы не строим заправки, так как нет автомобилей и нужны инвестиции. Мы дадим инвестиции, но где автомобили и заправки?