Насколько сильно влияние центробанков на мировые финансовые рынки Ключевое значение в нынешней глобальной экономике имеют центральные банки. И это во многом объясняется их историей. Сергей Минаев В настоящее время финансисты только и рассуждают о центробанках всех стран и их независимости. Особое внимание обращено на развивающиеся страны. В свое время именно разница в процентных ставках в этих странах и в странах индустриальных вызывала глобальный переток капитала. Российский ЦБ недавно снизил ключевую процентную ставку -- и игроки на рынках сочли, что это свидетельствует о резком снижении инфляции и будет способствовать ускорению роста экономики. В Турции, напротив, высокая инфляция, однако ЦБ для борьбы с ней и с оттоком иностранного капитала не спешит поднимать процентную ставку, в том числе под влиянием властей. В то же время в Бразилии и Индии инфляция снижается, местные центробанки уже имеют очень высокую процентную ставку и могут в таких условиях ее снизить, стимулируя экономический рост. Что касается развитых стран, то американская ФРС и ЕЦБ сейчас полностью определяют положение на мировом валютном рынке. После избрания Дональда Трампа президентом США в ноябре прошлого года в мире началось значительное укрепление доллара. Инвесторы и спекулянты сочли, что рост бюджетного дефицита в США приведет к росту процента по облигациям американского казначейства, а это привлечет иностранный капитал и вызовет рост курса доллара в связи с увеличением спроса на него, так как облигации продаются только за американскую валюту. Кроме того, увеличение госрасходов вызовет ускорение инфляции в США, что побудит ФРС повышать процентную ставку, и это тоже привлечет иностранный капитал в соответствии с теорией, согласно которой курсы валют определяются разницей в процентных ставках в странах, в которых эти валюты имеют хождение. ЕЦБ и Банк Японии, как сочли спекулянты, ставки не повысят, поэтому курсы евро и иены расти не будут. В самом начале января нынешнего года доллар продолжил свое укрепление. Но потом началась распродажа долларов после того, как Дональд Трамп заявил, что в современном мире все страны занимаются девальвацией собственных валют с целью повышения конкурентоспособности и сильный доллар очень мешает США в торговле, прежде всего с Китаем. Игроки на мировом рынке решили, что американские власти могут попытаться искусственно снизить курс доллара, повлияв на политику ФРС, чтобы бороться с импортом и создавать новые рабочие места, расширяя производство на внутренний рынок и экспорт. В феврале игроки на валютном рынке обращали внимание на то, что индекс Dow Jones 12 торговых сессий подряд ставил абсолютные рекорды (впервые с 1987 года), президент Трамп 10 февраля объявил, что раскроет детали "феноменального плана по снижению налогов", а ФРС не исключила, что в марте может повысить процентную ставку. Так что при всех девальвационных рассуждениях доллар не может быть слабым. В конце марта игроки на валютном рынке по-прежнему полагали, что доллар должен быть сильным. При этом экономика США показывала очень хорошие результаты. ФРС, которая действительно повысила процентную ставку в марте, может в этом году сделать это еще дважды, так что доллар не должен быть таким уж слабым. В конце апреля игроки сочли, что спросу на доллары могут помочь ожидание плана Трампа по бюджетному стимулированию экономики, а также рекордный рост курса американских акций. В то же время ЕЦБ, учитывая хорошее состояние европейской экономики, может начать ужесточать свою денежную политику и не печатать евро в таких масштабах. Это должно помочь курсу единой европейской валюты. Особый интерес мирового валютного рынка вызывает регулирование Банком Китая курса юаня. Китай формально отказался от фиксированного курса юаня по отношению к американскому доллару 21 июля 2005 года. С одной стороны, китайские власти надеялись, что рыночные силы -- соотношение спроса и предложения -- определят курс китайской валюты и это повысит эффективность экономики. С другой стороны, они беспокоились, что определение курса рынком вызовет чрезмерную валютную нестабильность. В итоге они выбрали стабильность курса юаня приоритетом перед всеми другими соображениями и ввели валютный коридор с ограниченными колебаниями курса юаня, таким образом сделав его частично фиксированным. После этого курс юаня постоянно пытался расти по отношению к американскому доллару из-за притока иностранного капитала и больших экспортных доходов. Опасаясь отрицательного влияния этого повышения на экспорт, китайский центробанк проводил валютные интервенции на китайском валютном рынке. Однако за последние десять лет, несмотря на постоянные валютные интервенции китайского ЦБ, курс юаня испытывал не намного меньшие колебания, чем валюты в странах с полностью плавающим курсом. В настоящее время курс юаня испытывает тенденцию к понижению. 11 августа 2015 года китайский ЦБ объявил, что продолжит реформы валютного режима в стране с целью обеспечить гибкость обменного курса валют и сделать так, "чтобы этот курс отражал рыночный спрос и рыночное предложение по отношению к корзине валют". Для валютного рынка это было полной неожиданностью, и курс юаня немедленно упал, достигнув нижней границы валютного коридора за два дня. Ожидания девальвации юаня, которые были весьма умеренными, усилились и сопровождались внезапным резким ростом оттока капитала из Китая. ЦБ, опасаясь быстрого падения курса юаня, провел интервенции на валютном рынке и объявил, что будет проводить их ежедневно, чтобы контролировать подешевение национальной валюты. Кроме того, он ужесточил контроль за движением капитала из страны. Падение в итоге удалось остановить, однако на валютном рынке сохранились ожидания девальвации юаня. Сейчас мировые финансовые рынки, интересующиеся положением с независимостью центробанков в мире, празднуют 20-летие предоставления такой независимости Банку Англии. 6 мая 1997 года Гордон Браун, только что назначенный министром финансов, объявил о том, что Банк Англии становится полностью ответственным за установление процентной ставки с тем, чтобы выполнять правительственные планы по инфляции. Долгосрочный кредит в Великобритании немедленно подешевел, а курс фунта вырос. Глава Банка Англии Эдди Джордж выразил свое удовлетворение сложившейся ситуацией. Впрочем, спустя несколько недель Браун, обеспокоенный чрезмерным усилением позиций Банка Англии, снял с него ответственность за регулирование банковской системы и управление госдолгом. Первым центробанком в мире стал шведский Sveriges Riksbank, созданный как элемент государственных финансов в 1668 году (именно в ознаменование 300-летия его создания появилась Нобелевская премия по экономике). Создание Банка Англии в 1694 году Уинстон Черчилль в своей "Истории англоговорящих народов" описывает следующим образом: "Примитивные финансы английского государства не могли выдержать бремени европейской войны. Во времена Карла II Англия была вынуждена играть незначительную и иногда вовсе ничтожную роль в международных делах в основном из-за отсутствия денег. Континентальные военные операции Вильгельма III теперь требовали от английских государственных деятелей перестройки кредита и финансов страны. Первое правительство военного времени, сформированное только что организованной партией вигов, располагало таким первоклассным финансистом, как Чарльз Монтегю. Именно он был ответственным за решение этой главной проблемы. Английские войска, сражающиеся на континенте, получали жалование нерегулярно. Запасы золота быстро иссякали, и английские финансовые агенты были объяты страхом полного краха. Первым необходимым шагом было создание некоего национального кредитного органа. В Голландии уже несколько лет существовал Национальный банк, который работал в сотрудничестве с ее правительством, и тесный союз двух стран естественно привел к тому, что голландский пример привлек внимание вигов. В сотрудничестве с шотландским банкиром Уильямом Патерсоном Монтегю, теперь министр финансов, начал в 1694 году деятельность Банка Англии как частной корпорации. Новый институт, основанный на принципе частного предприятия и методах деятельности акционерной компании, должен был работать в партнерстве с правительством и обеспечивать необходимые средства для гарантирования правительственных кредитов. Монтегю здесь не остановился и с помощью Джона Локка он спланировал полную смену системы чеканки монет. Через два года задача была выполнена, и с помощью полностью реконструированной финансовой системы страна оказалась способной в будущем не только выносить бремя войн короля Вильгельма, но и все трудности, связанные с Войной за испанское наследство". Непосредственно после создания Банк Англии стал причиной внутриполитических противоречий. Его создала партия вигов, поддерживавшая войну против Франции. Однако партия тори, выражавшая интересы землевладельцев, выступала против войны. Землевладельцы указывали, что именно они финансируют войну, так как платят земельный налог, а все плоды пожинает Банк Англии, который кредитует правительство под 8% годовых и получает от войны все прибыли. Землевладельцы сочли, что Банк Англии является символом перехода политического влияния в стране от землевладельцев к торговцам (и финансовым инструментом этого перехода) и в результате в 1697 году правительство вигов было вынуждено уйти в отставку. Лидеры тори даже предложили создать Банку Англии конкурента в виде Земельного банка. В начале XVIII века только что созданная Великобритания испытала настоящий акционерный бум, причем британское правительство всячески его стимулировало. Огромные военные расходы привели к появлению госдолга почти в £50 млн, и правительство хотело решить долговую проблему с помощью участия в международных торговых сделках. В 1710 году оно дало лицензию на торговлю с экзотическими странами акционерной Компании Южных морей с условием, что она возьмет часть госдолга на себя. Компания быстро расширяла операции, привлекая все больше капитала с помощью продажи акций, так что в 1720 году правительство решило, что она способна взять на себя весь госдолг, который тогда составлял £30 млн, и выплатить его в течение 25 лет. Банк Англии выступил против того, чтобы такую гигантскую сделку осуществил конкурент, и, в свою очередь, сам предложил взять госдолг на себя, но парламент в апреле 1720 года предпочел компанию. Ясно, что акции компании, способной на эту долговую операцию, должны были привлечь большое количество покупателей. Тогдашний британский министр финансов Джон Эйслаби, перед тем как направить предложение о передаче Компании Южных морей всего госдолга на рассмотрение парламента, лично приобрел ее акции на £27 тыс. При рассмотрении этого проекта член парламента Роберт Уолпол, впоследствии ставший первым в истории Великобритании премьер-министром, заявил: "Речь идет о порочной практике игры на курсе акций, которая отвлекает национальный гений от торговли и промышленности. Она способна довести доверчивых людей до разорения ложной надеждой на прибыль". Тем не менее парламент проект утвердил, и после этого Уолпол немедленно сам приобрел акции компании на значительную сумму. Акции Компании Южных морей начали расти в цене невероятно быстро: за три месяца они подорожали втрое, за год -- в десять раз. Эйслаби и Уолпол получили от своих вовремя сделанных акционерных вложений неплохой доход. К октябрю 1720 года акции компании упали сразу в десять раз, тысячи акционеров оказались разорены, в Лондоне начались массовые беспорядки, и Уолпол принял решение обменять акции компании на акции Банка Англии, отдав тем самым госдолг ему, одновременно реконструировав этот долг. Наведение порядка в госфинансах в сотрудничестве с Банком Англии стало главной задачей первого премьер-министра Великобритании. Во Франции в 1716 году шотландский финансист Джон Лоу предложил регенту при малолетнем короле Людовике создать национальный банк, банкнотами которого оплачивались бы все налоги в стране. Затем банк принял на себя весь госдолг и выпустил облигации, владельцев которых убеждал обменять их на акции Компании Миссисипи, которая эксплуатировала все французские владения в Америке. Первоначально акции невероятно выросли в цене -- есть основания полагать, что слово "миллионер" впервые появилось в связи с тогдашней спекулятивной горячкой. Но потом выяснилось, что компания прибыли не приносит, и вся затея с национальным банком рухнула. В США Александр Гамильтон, первый министр финансов, решил повторить опыт Англии и создать центральный банк, который стабилизировал бы валюту и снизил стоимость кредитов. Его оппоненты считали, что такой банк был бы слишком влиятельным и действовал бы в интересах кредиторов из северных штатов. В результате центральный банк просуществовал 20 лет и прекратил свою деятельность в 1811 году. Второй центральный банк в США был создан 1816 году, однако также встретил оппозицию, так что в 1836 году президент Эндрю Джексон наложил вето на продление его банковской лицензии. В XIX веке у центральных банков появилась новая обязанность -- быть кредитором последней инстанции, выдавая кредиты банкам в случае финансовых кризисов. Впервые такая обязанность была возложена на Банк Англии в 1825 году в условиях рыночной паники. В 1907 году финансовая паника сначала была погашена Джоном Пирпонтом Морганом, богатейшим банкиром того времени, который выступил как кредитор последней инстанции, а потом было решено создать ФРС в ее нынешним виде, с региональными частными банками и центральным советом директоров, назначаемым властями. Во время Первой мировой войны все центральные банки прекратили обмен своих банкнот на золото, чтобы оно не ушло из страны и не попало в руки врагов. Центральные банки снова взяли на себя роль финансистов военных расходов государства. Возрос спрос инвесторов на государственные военные долги -- результатом стало ускорение инфляции. Во время Второй мировой войны центральные банки считали своей задачей ту же, что и во время Первой мировой,-- поддерживать процентные ставки на низком уровне и обеспечить властям возможность финансировать свои военные расходы за счет заемных средств. После войны стало ясно, что политики не хотят, чтобы центробанки повышали ставки. Результатом стало противостояние президентов Гарри Трумэна и Линдона Джонсона с главой ФРС в 1951-1970 годах Уильямом Мартином, который хотел бороться с инфляционными последствиями Корейской и Вьетнамской войн (Трумэн, уже не будучи президентом, встретил Мартина на улице и прошипел: "Предатель"). В других странах задачей определения процентной ставки занимались министерства финансов, за центробанками оставались обязанности поддерживать финансовую стабильность и фиксированный обменный курс. В 1971 году Ричард Никсон, видя отток золота из США, отказался от фиксированного курса. Результатом стали одновременно и высокая инфляция, и безработица. Инфляцию поборол Пол Волкер, ставший главой ФРС в 1979 году: он поднял ставки настолько резко, что вызвал недовольство политиков и населения. Его успех побудил политиков дать центробанкам больше независимости в определении ставок. Сначала это произошло в Новой Зеландии в 1989 году, затем в Британии и Японии. ЕЦБ с самого начала своей деятельности был полностью независимым, унаследовав эту независимость от немецкого Бундесбанка. В 1990-е годы глава ФРС Алан Гринспен уже считался человеком, который может бороться с кризисами (как это было в октябре 1987 года) путем снижения процентной ставки. Критики Гринспена и других центральных банкиров в то время указывали, что они хоть и победили инфляцию, зато стимулируют спекуляцию на финансовых рынках. Во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годов именно центробанки приступили к спасению глобальной экономики, снизив процентную ставку до нуля и приступив к печатанию денег. Критики вновь заявили, что они занимаются спасением коммерческих банков, а не экономики. В общем, независимость центральных банков, как оказалось, имеет оборотную сторону. С одной стороны, политики именно на них возлагают надежды на преодоление кризисов. С другой стороны, именно на них можно возлагать ответственность за разворачивание этих кризисов и недостаточные выгоды, которые несет их денежная политика простым людям,-- например, сверхнизкие процентные ставки вредят вкладчикам банков. В любом случае чрезвычайное внимание мировых финансовых рынков именно к центробанкам и их независимости вполне объяснимо сегодня, как это было начиная с XVII века.