Заплыв на 200 метров. Как россияне стали законодателями мод на рынке больших яхт

Ночью 18 апреля 1999 года на борту 22-метровой лодки Elena G, пришвартованной в порту испанского курорта Сотогранде, вспыхнул пожар, его заметили моряки с соседнего судна и вызвали пожарных. Лодку потушили, но использовать ее по прямому назначению стало невозможно. Владельцем Elena G был российский бизнесмен Владимир Гусинский. Не зря он застраховал свою яхту ценой около $3 млн в Lloyd’s. По нынешним временам эта цена смехотворна. Борис Березовский имел в распоряжении две яхты до 25 м — Stream и Sophie’s Choice ценой около $1 млн каждая. Впоследствии они перешли в собственность Романа Абрамовича. А до 1995 года зарубежных лодок в собственности россиян практически не было. Те же Березовский и Абрамович в декабре 1994 года просили помощи еще у одного члена списка Forbes Петра Авена, чтобы арендовать лодки для отдыха на Карибах, где они обсуждали грядущий нефтяной бизнес. В 1990-х на яхтенном рынке доминировали представители Ближнего Востока и греческие магнаты. Например, в распоряжении членов королевской семьи Саудовской Аравии была 147-метровая Prince Abdulaziz (спущена на воду в 1984 году), которая входила в состав ВМС страны. «Россияне еще делили заводы, и у них не было миллиардов, хотя они пытались следовать за трендами», — говорит основатель itBoat Никита Горчаков. Он приводит в пример того же Березовского, который вслед за членами королевской семьи Катара и индусом Виджеем Малья купил скоростную лодку Mangusta 165 от Overmarine Group, затем на таких же лодках в конце 1990-х и в начале 2000-х покорял моря Абрамович и еще с полдюжины участников списка Forbes. «Бизнесмены были молодыми и лихими, а эти лодки длиной 30–50 м летали по Средиземноморью со скоростью до 50 узлов. Ради драйва их и покупали», — вспоминает основатель Burevestnik Group Андрей Бойко. С 2000 по 2008 год нефть выросла с $30 до $140 за баррель, и россияне стали законодателями мод в мире больших лодок. Основатель Yachtharbour Дмитрий Семенихин называет это время «золотым веком» для отрасли: яхты стали объектом спекуляций, их можно было перепродать через пару месяцев после выхода с верфи на 25–30% дороже. Абрамович первым позволил себе тратить сотни миллионов на новые лодки и обновлял свой флот каждые пару лет. Первой его яхтой длиной более 100 м стала Le Grand Bleu (113 м), он купил ее в 2001 году за $100 млн (а в 2006 году подарил своему партнеру Евгению Швидлеру). Внутри Le Grand Bleu была 21-метровая лодка Sunseeker Predator 68 — сама по себе мечта бизнесмена середины 1990-х. Читать также: От «Анастасии» к «Нирване». Как менялись яхты миллиардеров Затем Абрамович провел серию сделок. В 2002 году он купил скоростную Sussurro (50 м) от верфи Feadship, которая развивала скорость до 46 узлов. В 2004 году он за $129 млн получил 115-метровую Pelorus, построенную на одной из самых дорогих верфей Lurssen. Березовский ответил Абрамовичу лодкой Radiant (110 м), но из-за долгов ее пришлось продать за €240 млн. На этом их яхтенное противостояние завершилось. Березовский остался с купленной в 1998-м скромной Thunder B (50 м). Абрамович же только входил во вкус: в 2010-м приобрел экспедиционную яхту Luna (перепродана миллиардеру Фархаду Ахмедову) и за $300 млн купил жемчужину нынешней флотилии — 162-метровую Eclipse. Тогда эта лодка была самой длинной в мире, сейчас ее опережает Azzam (180 м) семьи президента ОАЭ Халифы бен Зайда Аль Нахайяна. После покупки Eclipse Абрамович расстался с рядом лодок — после развода отдал Pelorus бывшей жене Ирине (она перепродала ее за $300 млн сооснователю DreamWorks Дэвиду Геффену), также были проданы Sussurro и 86-метровая Ecstasea. После этого огромными яхтами Абрамович свой флот не пополнял. Серийные владельцы Летом 2011 года яхта Luna, на которой подруга Абрамовича Дарья Жукова прибыла в Венецию на 54-й биеннале современного искусства, возмутила местных жителей. Плавучий дом загородил вид на залив Сан-Марко, и мэр Джорджо Орсони пригрозил ввести налог на крупные частные суда: «Яхты становятся все больше и больше. Они бесплатно швартуются у берегов Венеции. Тем временем залив Сан-Марко превратился в автомагистраль». Производители лодок устроили «конвейерное» производство крупных яхт — с 2008 по 2016 год было построено около 50 яхт длиннее 80 м. В 2016 году было продано около 350 крупных лодок. Их значительная часть выкупается россиянами — в кризис 2008 года лодку Serene (134 м) получил водочный магнат Юрий Шефлер (потом продал ее за €500 млн), владелец СУЭК Андрей Мельниченко обзавелся своей первой лодкой А (оценка — $320 млн), тогда же Lurssen доставила владельцу «Металлоинвеста» Алишеру Усманову 110-метровую Dilbar (оценка — более €200 млн, ее новое имя — Ona). Аналогично россияне встречали и кризис 2014 года — 104-метровая Quantum Blue была доставлена владельцу «Магнита» Сергею Галицкому, а 140-метровая Ocean Victory — акционеру ММК Виктору Рашникову. Скоро более 10 россиян будут владельцами яхт длиннее 100 м: это и новая Dilbar Усманова (156 м, оценка — $600 млн), и яхта Мельниченко Sailing yacht А (142,8 м, оценка — $400 млн), и 100-метровый Blade владельца ТМК Дмитрия Пумпянского (оценка от €100 млн). Стометровые лодки Усманова и Мельниченко уникальны и говорят о том, что миллиардеры перестали гнаться за длиной и не пытаются обогнать Azzam — ее узкий нос и форма специально созданы для того, чтобы она была первой по этому показателю. По мнению Семенихина, после 2008 года тренды задавал Мельниченко, который заставил других заказчиков мыслить креативно. Миллиардер удивил всех умопомрачительным дизайном: первая яхта A выполнена в форме подводной лодки, а Sailing Yacht А — огромная лодка с уникальной начинкой и парусами. Усманов пошел другим путем и обогнал Azzam за счет того, что заказал самую вместительную в мире яхту: гросс-тоннаж Dilbar — 15 917 т, Azzam — 13 136 т. Интерес к яхтингу давно перерос сами лодки, теперь россияне становятся владельцами верфей и портов. Та же Dilbar швартуется в порту Барселоны One Ocean Port Vell, на выкупленном Усмановым причале. В строительстве порта участвовали также структуры family office главы «Лукойла» Вагита Алекперова (общие траты превысили €60 млн). Алекперов фанатично относится к лодкам. «Они без ума от яхт», — говорит знакомый о главе «Лукойла» и его окружении. У Алекперова было две скоростных лодки — Galactica (50 м) от голландской верфи Heesen Yachts он получил в 2007 году, а Galactica Super Nova (70 м, скорость до 30 узлов) — в 2016-м. И вторая Galactica уже успела стать победителем Monaco Yacht Show. «Heesen построили для россиян около 20 лодок. У них своя удачная ниша — алюминиевые, скоростные, такие в этом размере делали только они», — рассказывает Никита Горчаков. Hа этой же верфи покупал первые две яхты друг Алекперова, основной владелец Eurasia Drilling Company Александр Джапаридзе. Он был владельцем четырех больших яхт, которые называл в честь песен The Beatles — на последнюю 83-метровую Here Comes the Sun он мог потратить €80 млн. До этого у него были две лодки Let It Be (37 м и 47 м), а в 2011 году — Imagine (66 м). Читать также: Битломан Джапаридзе: миллиардер называет яхты в честь любимой группы В 2007 году Алекперов выкупил верфь Heesen у ее основателя Франца Хисена, заплатив около €100 млн. Среди клиентов верфи — султан Брунея, шейхи Кувейта, индийские магнаты, но больше россиян. Среди них миллиардер Сулейман Керимов, основатель ПИК Кирилл Писарев и акционер алкогольной компании «Синергия» Валентин Завадников, купивший 55-метровую Quinta Essentia. Сохранится ли мода на огромные яхты? На европейских верфях строится не менее шести проектов с длиной более 100 м, в том числе и для россиян. Источники говорят, что среди их обладателей могут оказаться владелец «Северстали» Алексей Мордашов и бывший владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев. Возможно, акционерам верфей повезет, и миллиардеры из списка Forbes захотят дотянуться до яхт длиной 200 м. Но после падения цен на нефть яхтостроители опасаются, что покупатели из России и Ближнего Востока умерят аппетиты, ведь молодые бизнесмены из технологического бизнеса предпочитают арендовать уже имеющийся флот. Алишер Усманов Рейтинг Forbes: №5 Состояние: $15200млн Узнать подробнее Вагит Алекперов Рейтинг Forbes: №6 Состояние: $14500млн Узнать подробнее Роман Абрамович Рейтинг Forbes: №12 Состояние: $9100млн Узнать подробнее Виктор Рашников Рейтинг Forbes: №14 Состояние: $8300млн Узнать подробнее Дмитрий Рыболовлев Рейтинг Forbes: №15 Состояние: $7300млн Узнать подробнее Андрей Мельниченко Рейтинг Forbes: №9 Состояние: $13200млн Узнать подробнее Сергей Галицкий Рейтинг Forbes: №18 Состояние: $6800млн Узнать подробнее Юрий Шефлер Рейтинг Forbes: №56 Состояние: $1600млн Узнать подробнее Дмитрий Пумпянский Рейтинг Forbes: №64 Состояние: $1400млн Узнать подробнее Фархад Ахмедов Рейтинг Forbes: №67 Состояние: $1300млн Узнать подробнее Александр Джапаридзе Рейтинг Forbes: №69 Состояние: $1300млн Узнать подробнее Ирина Абрамович Рейтинг Forbes: №6 Состояние: $300млн Узнать подробнее

Заплыв на 200 метров. Как россияне стали законодателями мод на рынке больших яхт
© Forbes.ru