«Непозволительная роскошь». Почему на КМВ не построят медкластер?

Споры о строительстве медкластера на Кавказских Минеральных Водах, которые ожесточённо велись в предыдущие годы, оказались бессмысленными. Принято решение местом его дислокации сделать не КМВ, а Малокарачаевский район Карачаево-Черкесии. Впрочем, ставропольцам к такому повороту не привыкать. Если бы чиновникам удалось реализовать все проекты, о которых они громогласно заявляли с разных трибун в последнее десятилетие, города-курорты питались бы энергией солнца и ветра, жители и гости курорта купались бы в горном море под Железноводском, скакали на лошадях по Земляничным полянам, играли в гольф под Юцой, скатывались с белоснежных вершин у Лермонтова и совсем не болели. Не дали землю? История проекта по созданию медкластера началась в 2014 году. Первый замминистра по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов заявил об идее построить на Кавминводах медицинский кластер. На площади 272 гектара планировалось разместить научно-исследовательские институты, медицинский университет с клиникой, технопарк, клиники, гостиницы и дома для работающих в этом отдельном городке ставропольцев. По сути, в Минераловодском районе в чистом поле собирались строить новый город - с магазинами, школой, детским садом и даже прудом с лебедями в большом парке, который тоже ещё надо было разбить прямо на пахотной земле. Предполагалось, что медкластер сделает Кавминводы центром притяжения не только россиян, но и иностранных граждан — с целью отдыха, обследования и лечения. Ожидалось около 2,5 млн гостей в год. Общая стоимость проекта - 40 млрд рублей из федерального бюджета и 122 млрд частных инвестиций. Только на проектно-сметную документацию - 1,6 млрд рублей. На фоне этих цифр потраченные на подготовку градостроительной документации и проведение археологических работ 24 млн рублей — выглядят сущей мелочью. В 2018-м году реализация проекта должна была вступить в активную фазу. Но что-то не срослось. На мартовском совещании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию СКФО Дмитрий Медведев, услышав баснословные суммы, которые запланировало Министерство по делам Северного Кавказа, попросил проверить стоимость проекта. «Вы там повнимательнее — там деньги огромные на эту проектно-сметную документацию заложены. Нужно деньги аккуратнее тратить. 1,6 миллиарда на ПСД — непозволительная роскошь», - заметил премьер. И уже в апреле Минкавказа объявило — медкластера на КМВ не будет. Причина оказалась банальной: собственник земли в Минераловодском районе, где планировалось развернуть грандиозное строительство, вдруг отказался её отдавать под эти цели. Почему? Неизвестно. Правда, министерство с ходу нашло замену Кавминводам: Малокарачаевский район в КЧР. Зачем городить огород? Все эти годы общественность региона задавала вопросы: прежде всего, зачем нужна вся эта масштабная стройка в чистом поле, когда рядом находятся четыре федеральных города-курорта, где уже два столетия успешно занимаются бальнеолечением и медициной? К тому же в Пятигорске и Кисловодске целые улицы в курортной зоне стоят заброшенными. Например, бульвар Гагарина в столице СКФО, ведущий к Провалу, - любимое место прогулок гостей курорта. Уже лет 20 этот бульвар в народе называют «кладбищем заброшенных санаториев». Справа и слева от прогулочной дорожки курортники могут лицезреть памятники бесхозяйственности чиновников в виде разрушающихся зданий дворцового типа. Их около двух десятков — как монументальных многоэтажных, так и миленьких особнячков позапрошлого века постройки. Все они были брошены в 90-е годы, но проходящие мимо туристы до сих пор фотографируются на фоне затейливых башенок и балкончиков с ажурными решётками. Правда, со временем всё это архитектурное великолепие чернеет, рушится и обносится заборами, чтобы не смущать гостей. Миллиард за три года Однако сворачивание проекта медкластера на Кавминводах может иметь и другие причины. В последнее время Министерство по делам Северного Кавказа оказалось под пристальным вниманием прокуратуры СКФО. Надзорное ведомство на своем сайте в апреле 2017 года опубликовало отчёт о результатах проверки работы министерства с 2014 по 2017 годы. Результатом стали 488 уголовных дел по фактам расходования бюджетных средств при реализации государственных и федеральных целевых программ. Претензии прокуратуры таковы: бюджетные средства не осваиваются в полном объеме, не расходуются эффективно, расхищаются, а построенные школы, заводы и инфраструктура ЖКХ в итоге оказываются заброшенными. «Завершенные и принятые в эксплуатацию объекты оказываются ненужными и не используются по прямому назначению. Соответственно поставленные государством в связи с их строительством задачи не выполняются, - комментируют в прокуратуре СКФО. - Сумма ущерба превышает 942,9 млн рублей». Совсем свежий пример — в Дагестане. Миллионы бюджетных рублей, которые должны были потратить на строительство набережной в Дербенте к 2000-летию города, исчезли в чьих-то карманах. Сами работы выполнены не были. Но при этом все акты подписаны. «Общая сумма невыполненных, но оплаченных работ превышает 35 млн рублей, - сообщили в прокуратуре СКФО. - Возбуждено уголовное дело по факту служебного подлога, а министру по делам Северного Кавказа Льву Кузнецову направлено представление». Как прозрачно намекают в прокуратуре СКФО, проверка продолжается, готовятся к обнародованию новые факты хищений и растрат при реализации проектов, за которые отвечает Минкавказ. Мнение Председатель общественного экологического совета Кисловодска Павел Мартиросов: «Если честно, я вздохнул с облегчением, когда узнал, что строительство инновационного медицинского кластера перенесли в Карачаево-­Черкесию. Кисловодск, Ессентуки, да и в целом Кавминводы не выдержали бы масштабный строительный проект на перегруженной и застроенной лечебной территории. Высокотехнологическую больницу, она же «кластер», можно построить где угодно. Объективно никакой привязки с действующими бальнеокурортами, со сложившейся инфраструктурой здравниц Минкавказа так и не предложил. К сожалению, научное и экспертное сообщество курортологов, экологов, гидрогеологов Кавминвод и сегодняшнее чиновничество на разных уровнях предлагают диаметрально противоположные векторы развития уникальных курортов». Комментарий Руководитель администрации КМВ Михаил Бондаренко: «Идея медкластера — самая грандиозная за всё время существования КМВ. Бюджет проекта вдвое превосходит бюджет края. Стоимость «под ключ» ­- 162 млрд руб. Но, как правило, озвученная в начале строительства сумма не совпадала с конечным итогом. Мне также не совсем понятна идеология, которую вкладывает в медкластер разработчик — Минкавказа. По их задумке нужно на одной площадке построить сразу все. И университет, и специализированную клинику, и предприятия по производству медицинского оборудования, и жилой блок, и инфраструктурные объекты. В то время, когда мировая практика говорит о том, что кластер — это разнопрофильные объекты, которые размещены на разных территориях, но объединены одной сверхзадачей. Они представляют из себя взаимодополняющие производства, направления. Здесь, на мой взгляд, хотят просто освоить деньги. И чтобы не бегать по десятку объектов, решили все строить на одной площадке, так легче контролировать. То место, куда перебазировали сейчас, в КЧР — это зона питания Кисловодского месторождения минеральной воды. Кисловодское месторождение в последнее время испытывает определённые сложности с нестабильностью состава, с нормативным количеством углекислоты, с потерей минерализации, с бактериальным загрязнением. Поэтому дополнительное размещение такого комплекса в этом месте однозначно негативно отразится на состоянии источников нарзана». Какие еще проекты должны были появиться на КМВ? «Межпланетный шахматный конгресс» В 2007 году Анатолий Воропаев, занимавший тогда должность вице-­губернатора края, на экологическом форуме в Кисловодске предложил объединить 49 муниципалитетов Кавминвод в единый мегаполис­-миллионник под названием Кавминводская агломерация и создать там «Всемирный центр здоровья, спорта и отдыха». Он планировал построить на КВМ парк развлечений по типу Диснейленда, экологический университет и казино. Сегодня об этих грандиозных планах помнит только интернет. Из заметок в виртуальных архивах можно узнать, что главной транспортной артерией мегаполиса должна была стать Минераловодская железнодорожная ветвь. «Электропоезда станут выполнять функции наземного метрополитена ­- увеличится число остановок, будут сокращены интервалы между поездами, возрастет число электропоездов. Начнется жилая и промышленная застройка пустых мест между остановками, вдоль железнодорожного полотна...» Ничего не напоминает? Однозначно, слог Ильфа и Петрова. Глава «Межпланетный шахматный конгресс» книги «12 стульев». Вероятно, по тому же принципу составлялся ещё один грандиозный проект: в 2007 году на Санкт­Петербургском экономическом форуме тогдашний губернатор Черногоров представил проект судоходного канала «Евразия», соединяющий Каспийское и Азовское моря и проходящий по территории Ставрополья. Длина канала -­ порядка 700 км, сметная стоимость проекта -­ 150 млрд рублей, сроки строительства­ 6-­8 лет. По задумке, село Дивное Апанасенковского района должно было стать крупным портом с торговыми и пассажирскими терминалами. Ещё одна «бессмертная затея»: много лет в Ставропольском крае говорят о скоростной трассе и железной дороге «Кисловодск – Сочи». Для этого надо прорубить тоннель длиной 15 км и возвести мосты через ущелья и горный массив. В таком случае путь от Кавминвод до Черного моря составил бы пару часов. Проект активно обсуждался в преддверии сочинской Олимпиады­-2014. Обсуждается и сейчас. Но света в этом туннеле пока не видно. Поляны земляничные — туристы заграничные «Чтобы стимулировать деловую активность на Кавминводах, власти Ставропольского края планируют построить в городе Лермонтове многофункциональный комплекс «Земляничные поляны», который станет деловым центром всего региона» -­ такими новостями пестрили новостные СМИ в 2008 году. «Новый мегапроект стоимостью до 12 млрд рублей предполагал строительство офисно­-делового центра «КМВ­-Сити», международного выставочного, концертного и конгресс­центра на шесть тысяч мест, жилья на 3,5 тысячи жителей, киностудии, конно­спортивного комплекса, центра малой авиации и воздухоплавания и всесезонного спортивно­туристического комплекса». Сообщалось, что московские и шведские инвесторы уже готовы вложить в этот проект более трех млрд рублей. Договоренность об этом вроде бы была достигнута на 7-­м Международном инвестиционном форуме в Сочи. Далее — точь­-в­-точь по схеме, описанной у Ильфа и Петрова. «Чтобы обеспечить проектируемому Лермонтов-­Сити транспортную доступность, местные власти намерены построить вокруг горы Бештау монорельсовую дорогу, которая должна связать аэропорт «Минводы», Железноводск, Пятигорск, Лермонтов, Ессентуки и Кисловодск» ­- сообщали СМИ. В 2010 году даже появилась новость, что строительство знаменитых «Земляничных полян» стартовало. Однако ни местные жители, ни гости Кавминвод ничего так и не увидели. Проект умер, не начавшись. Следующая станция – солнечная В 2009 году власти края заявили о том, что в городе­-курорте Кисловодске к 2014 году будет построена солнечная электростанция мощностью 50 мегаватт. В ноябре 2010 года появилось сообщение о подписании соглашения. «В рамках Третьего международного форума по нанотехнологиям правительство края и ООО «Хевел» подписали соглашение о сотрудничестве в реализации инвестпроекта по строительству Кисловодской солнечной электростанции» - ­ говорилось в новостях из Белого дома. С тех пор о солнечной электростанции под Кисловодском ничего не известно. Цена вопроса: проект оценивался в 6,1 млрд рублей. Окупиться станция должна была за семь лет. Итог: проект не реализован и уже забыт. Авантюра чистой воды Глубина три метра, площадь 16 гектаров, живописный ландшафт и вид на горы в окрестностях Железноводска. Соглашение о реализации проекта «Горное море» правительство края подписало весной 2009 года. Как сообщалось в прессе, инвесторы готовы приступить к работам уже в начале следующего (2010­го) года. Новый комплекс должен был вмещать до пяти тысяч отдыхающих. На 360 гектарах должны были расположиться современные спальные и лечебные корпуса здравниц и роскошные коттеджи. По проекту была предусмотрена и смотровая площадка. Добираться к ней можно на специальном лифте, своего рода канатной дороге. Так придумали разработчики. Нашлись и инвесторы ­- крупная строительная фирма из Санкт-­Петербурга и её дочерняя компания. Бывший в то время руководителем администрации КМВ Виктор Вышинский согласился со всем проектом, забраковав лишь канатную дорогу. Потому что горы­лакколиты могли разрушиться при строительстве такого объекта. Но у проекта сразу нашлись критики в лице экологов и гидрогеологов: они настаивали на очень щепетильной проработке с учётом мнения специалистов и наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Ведь рыть море предполагалось не где­нибудь, а прямо над водоносными жилами железноводских нарзанов. Тем не менее бывший тогда мэром Железноводска Виктор Лозовой идею считал действительно перспективной. Под его руководством муниципалитет провёл тендер, определил организацию, которая будет выполнять межевание 214 гектаров у горы Развалка, и изыскал в местном бюджете 500 тысяч рублей на оплату этих работ. Цена вопроса: 1 млрд 100 тысяч долларов. Итог: в 2010 году проект «Горное море» изменили, решив ограничиться созданием дендропарка, развлекательного комплекса, торгово­бытовой и сервисной инфраструктуры. Однако и в таком усеченном виде проект оказался нежизнеспособен. Оп-ца-ца – «Гранд Спа Юца» Из таких же громких проектов, заявленных к реализации на Кавминводах краевым правительством, идея строительства особой экономической зоны «Гранд Спа Юца» в 2008 году. ОЭЗ туристско­рекреационного типа на площади 843 га должна была расположиться в 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта «Минеральные Воды», у подножья горы Юца. Проект туристского комплекса сочетал в себе различные виды туризма: оздоровительного, развлекательного, экологического, спортивного, событийного. Он должен был стать всемирным курортом по оздоровлению и омоложению на базе минеральных вод. Термальный центр с современным оборудованием для экспресс­диагностики, спа­гостиницами класса 5, 4 и 3 звезды, гольф­полями и возможностями для занятий другими элитарными видами спорта (верховая езда, теннис и т.п.), с аквапарком и центром парапланеризма. Проект был с помпой представлен на форуме в Сочи. По заявлению властей, по экономическому и социальному эффекту ОЭЗ должна была переплюнуть Арабские Эмираты. По планам ставропольских чиновников за 20 лет реализация проекта «Гранд Спа Юца» позволила бы увеличить поступления в бюджеты всех уровней до 139 млрд рублей. В результате формирования особой экономической зоны, по прикидкам авторов проекта, в регионе КМВ должно было появиться более 40 тысяч новых рабочих мест. Комплекс «Гранд Спа Юца» должен был открыть двери для первых туристов уже в 2012 году. Цена вопроса: инвестиции в 683 млн, из которых 422 млн — частные, а оставшиеся 260 млн — деньги из регионального и федерального бюджетов. Итог: к 2010 году встал вопрос о реанимации проекта, так как за пять лет не нашлось инвесторов, готовых вкладываться в него. На данный момент от проекта остались многочисленные макеты.

«Непозволительная роскошь». Почему на КМВ не построят медкластер?
© АиФ Ставрополье