Столичные ориентиры
Город В связи с переездом в Петербург структур "Газпрома" и их сателлитов запросы на приобретение жилья премиум-класса в Петербурге от иногородних покупателей стали более разнообразными и частыми. Валерий Грибанов Иногородние покупатели -- это хорошо обеспеченные клиенты, с высоким уровнем образования и с определенными запросами в сфере интенсивного культурного досуга. И их привлекают в Петербурге, в том числе, возможность обучения детей в вузах, удобство для поездок в Европу, вариативность интересного содержательного отдыха. Примечательно, что Петербург для некоторых иногородних покупателей оказывается даже привлекательнее, чем Москва и Московская область. На фоне весьма дорогой недвижимости в Москве приобретение жилья в Московской области, конечно, более доступно для иногородних покупателей; может привлекать и относительная близость к столице. Однако все-таки жить в небольших городках Московской области, где сейчас активно развивается жилищное строительство, -- это далеко не то же самое, что жить в Петербурге. Поэтому у многих иногородних приобретателей жилья стремление обосноваться в Петербурге -- в большом, современном европейском городе, культурной столице России -- перевешивает плюсы некоей географической близости к Москве. Тем более что воспользоваться ею оказывается тяжело -- ведь люди все равно 95% свободного времени проводят там, где у них квартира. А в Петербурге большинство кварталов новой застройки, в которых возводится качественное комфортное жилье, находится в благоустроенной части города, в городской черте, достаточно близко к центру и удобно в транспортном отношении. До недавнего времени привычными заявками из регионов на покупку недвижимости в Северной столице были квартиры для детей-студентов, проходящих обучение, или для бывших жителей Петербурга, которые выполнили свои задачи на чужбине и возвращаются в родной город. Традиционно такие покупки совершали жители северных регионов. Сейчас, в связи с новой тенденцией, среди покупателей недвижимости в Петербурге выросла доля москвичей Чем выше класс, тем ниже доля приезжих Петербург всегда был привлекателен для иногородних, и сделки проходят регулярно. При этом, чем выше класс приобретаемой недвижимости, тем ниже доля приезжих покупателей. Если в эконом-классе в отдельных объектах доля иногородних покупателей может составлять до 40-50%, то в сделках с элитной недвижимостью этот процент значительно ниже и находится в пределах 10-20%. Антон Банин, ведущий аналитик ГК "Доверие", говорит: "Доля иногородних покупателей элитного жилья за последние пару лет увеличивалась пропорционально общему росту количества иногородних покупателей недвижимости в Петербурге. Так, три-четыре года назад она не превышала 10%, теперь она составляет 15-20%". Ведущий специалист по аналитике и консалтингу ООО "Первое ипотечное агентство" Мария Таранова констатирует, что в основном элитную недвижимость, если говорить о региональных покупателях, приобретают жители Москвы, Тюмени, Сургута, Екатеринбурга. Ирина Зеренкова, директор по маркетингу и продажам компании ЕКЕ, также утверждает, что покупателями являются клиенты из северных нефтяных регионов (Нижневартовск, Новый Уренгой, Сыктывкар). "Преимущественно покупатели жилья верхнего ценового сегмента приезжают в Петербург из северных нефте- и газодобывающих регионов (из Сибири, Ханты-Мансийского автономного округа, частично Дальнего Востока), а также из регионов с развитой деловой активностью -- Москвы, Татарстана, Екатеринбурга. В последние годы наблюдается активизация притока обеспеченных покупателей из Москвы -- в том числе это связано с перемещением центрального аппарата "Газпрома" и обслуживающих корпорацию подразделений", -- говорит господин Банин. Михаил Ривлин, руководитель проекта "Клубный дом Art View House" (девелопер "Охта Групп"), рассказал, что он общается и с потенциальными покупателями из Казахстана. Екатерина Запорожченко, гендиректор Docklands Development, говорит: "Основные иногородние покупатели, которые есть в наших проектах Loft, -- это москвичи. На начальной стадии были покупатели из Новосибирска, Архангельска, Сургута и так далее, но их в итоге оказалось не так много. К примеру, в нашем новом проекте "Loft на Среднем" москвичи составляют половину покупателей". "По сути, только в Петербург приезжают жить из таких городов-доноров на Северо-Западе, как Мурманск, Архангельск, Петрозаводск. Имеется также довольно много клиентов из "углерододобывающих" регионов, что, в общем, логично для этих людей. Переезжать на юг доктора не советуют, в Москве они могут чувствовать себя неуютно, а выбор Петербурга -- оптимальное решение", -- рассуждает директор по маркетингу и продажам компании "ЮИТ Санкт-Петербург" Екатерина Гуртовая. Директор по работе с инвесторами и связям с общественностью группы ЛСР Юрий Ильин рассказал, что в основном элитные квартиры приобретают жители Петербурга и Ленинградской области. На их долю в 2016 году пришлось 78% от всех сделок, на долю покупателей из других регионов -- 22%. Екатерина Немченко, директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank St. Petersburg, говорит, что большинство тех, кто приобретает элитную недвижимость в Петербурге, так или иначе связаны с нашим городом, и провести четкую грань и отделить москвичей от петербуржцев очень сложно: "Это могут быть и бывшие петербуржцы, которые давно живут и работают в Москве, это могут быть и иногородние, которые много времени проводят или планируют проводить в нашем городе". Без принципиальных отличий По мнению экспертов, в целом нельзя сказать, что у иногородних покупателей элитного жилья как-то принципиально отличаются требования с точки зрения комфорта проживания, качества объекта. Причем даже если у людей нет опыта проживания в объектах высокого класса, то сегодня уже не сложно самостоятельно изучить элитный рынок Москвы и Петербурга и понять, какими характеристиками должны обладать строящиеся объекты элитной недвижимости -- чтобы они действительно были элитными и при этом имели адекватную стоимость. Однако на выбор иногородних покупателей могут оказывать влияние и какие-то нестандартные, с позиций петербуржцев, критерии. "Многим покупателям именно элитного жилья важна близость к каким-либо достопримечательностям в центре города. В качестве центра Петербурга иногородние клиенты воспринимают, как правило, вполне традиционный и понятный исторический центр -- локации, тяготеющие к Невскому проспекту и различным достопримечательностям. Покупателей "элиты", приезжающих в Петербург, привлекает в идеале вид на какую-нибудь достопримечательность или очевидная близость к ней. Естественно, даже если объект находится поблизости от интересующей достопримечательности, то все равно на нее не будут смотреть 100% квартир, тем не менее покупатели понимают, что они будут жить рядом с ней (условно, на соседней улице или за углом)", -- говорит Екатерина Гуртовая. Иногородние покупатели могут ориентироваться и на достаточно специфические факторы, учитывая различные нюансы мотивов приобретения жилья. Например, для части клиентов элитной недвижимости, приобретающих квартиру для своих детей, которые учатся в СПбГУ или каких-либо других престижных вузах, важно, насколько далеко придется ездить ребенку на учебу. Можно отметить, говорит госпожа Гуртовая, что иногородние покупатели в меньшей степени понимают плюсы или минусы той или иной локации в Петербурге -- с точки зрения транспорта, инфраструктуры. Тем не менее покупатели элитного жилья весьма определенно нацелены на исторический центр города. "Клиентам, готовым приобретать достаточно дорогую недвижимость (уровня бизнес-класса), интересен, разумеется, именно город, центральные районы. А иногородние покупатели жилья комфорт-класса вообще не понимают все, что предлагается за КАДом: их интересуют объекты в благоустроенных, сложившихся районах города со всей необходимой социальной и коммерческой инфраструктурой", -- говорит эксперт. При этом у москвичей требования к элитной недвижимости и ожидания от покупки заметно выше, чем у других покупателей, отмечает госпожа Немченко. Это касается совокупности характеристик: локации, площади, окружающей инфраструктуры, внутренней инфраструктуры жилого комплекса, отделки мест общего пользования. "Наибольшим спросом со стороны таких покупателей пользуются новые жилые комплексы в Центральном районе, в локации у Таврического сада, на Крестовском острове, в Курортном районе", -- перечисляет госпожа Немченко. Мария Таранова полагает, что "иногородние иногда предпочитают покупать жилье с отделкой, чтобы не искать в чужом городе ремонтные службы". Госпожа Зеренкова считает, что иногородние покупатели готовы переплачивать за статус территории, а также за близость к центру и Крестовскому острову. "Местные же покупатели привязываются больше к территории, к которой они привыкли, и ищут объекты именно там", -- рассуждает она. Госпожа Гуртовая отмечает, что покупатели -- как местные, так и приезжие -- все чаще стали выбирать новостройки, отказываясь от старого фонда. "Кроме того, выросли требования по обеспеченности машино-местами: если раньше было достаточно одного места на квартиру, то теперь их должно быть не менее двух", -- говорит она. Господин Ривлин считает, что в своих требованиях москвичи более взыскательны, так как у них есть опыт покупок на более продвинутом московском рынке элитного жилья. "При этом они делают покупки с несколько большим размахом, чем петербуржцы. В целом требования всех покупателей схожи, отличаются лишь в деталях. Например, москвичи предпочитают парадные виды -- в клубном доме Art View House они рассматривают квартиры с окнами на Мариинский театр или Исаакиевский собор, тогда как петербуржцы склоняются к уединению и приватности, выбирая вид на Новую Голландию", -- отмечает эксперт.