Невозможное возможно: импортозамещение в безнадежно отсталых отраслях

В плане производства техники и электроники мы безнадежно отстали и от Европы, и от Азии. В России отрасль развита слабо, и попытки ее возродить практически не предпринимаются, а недавняя мода на импортозамещение только обострила проблему. Если в продуктовой сфере, легкой промышленности или крупном машиностроении существуют предприятия, которым достаточно лишь расширить товарную линейку, чтобы достичь уровня зарубежных конкурентов, то в электронике начинать нужно с нуля. Причины возникновения «слепого пятна» в экономике ясны: после падения железного занавеса, стало очевидно, большинство предприятий, до этого существовавших за государственный счет и выполнявших госпланы, оказались не готовы осваивать новые направления и попросту не выдержали конкуренции с зарубежными игроками, а потом выстрелил и китайский рынок. Что может реанимировать отрасль сегодня? Необходимость господдержки Экономическая целесообразность — вот, о чем задумываются производители в первую очередь. А потому многие производители электроники небезосновательно опасаются, что продукт невозможно будет реализовать. Как бы банально это не прозвучало, чтобы производитель видел смысл в развитии данного направления, нужна реальная поддержка государства. Я имею в виду это установка высоких пошлин на ввоз готовой продукции: сейчас товар стоимостью до 1000 евро и весом до 30 килограммов ввозится в Россию без уплаты налога. Именно это и позволяет работать такому большому количеству компаний (Aliexpress, Amazon, Ebay) на территории нашей страны. Из Азии каждый день завозятся миллионы товаров по ценам, с которыми российским производителям конкурировать просто невозможно. Пока это так, производство мелкой электроники и аксессуаров в России крайне невыгодное дело. При этом стоит отметить, что у нас все-таки остались производители, которые до сих пор пытаются поддерживать отрасль. Например, производителя качественных объективов «Красногорский завод им. С.А. Зверева» мало интересует работа с конечным потребителем (это лишь незначительная доля в обороте компании), остальное — стабильные госзаказы. Культура восприятия Процесс работы с отечественными производителями усложняет цена (которая прочно связана с политикой отсутствия пошлин) и пренебрежительное отношение компаний к своим клиентам. Важно выстроить корпоративную культуру, при которой магазины, будь то сети или небольшие ритейлеры, более охотно и уверенно пойдут на сделку с производителем. В этом плане стоит обратить внимание на практику в Китае, где за последние пять лет домашние бренды поднялись настолько, что без труда способны составить конкуренцию гигантам рынка электроники. Взять, к примеру, Xiaomi, которая производит практически все: от смартфонов и часов до системы «умный дом». Сыграв изначально на низкой цене, компания привлекла и продавцов, и покупателей. Когда лидеры рынка увлеклись высокими технологиями, поднимая планку цен, именно китайские компании быстро заняли нишу бюджетных товаров. Постепенно, доказав качество, Xiaomi выбралась на ведущие позиции, но не изменила системе — даже флагманские модели тех же смартфонов, в среднем, на 10- 20 тысяч рублей дешевле, чем Apple или Samsung. Соотношение цены и качества делает их успешными. Знание потребностей покупателей Если мы ставим цель закрепиться на рынке с собственным товаром, то необходимо непрерывно изучать потребности своей целевой аудитории. Ведь мы попадем не на свободную нишу средней и низкой ценовой категории. То есть нужно предоставлять товар как минимум на уровне китайского, а в идеале — выше по качеству и ниже по цене. Предложение от российских производителей должно быть конкурентно, а для этого оно должно быть ново и востребовано на рынке. У нас принято ссылаться на недостаток потенциала для инноваций, кадров и патентов, но это не совсем так. Чтобы запустить процесс, достаточно грамотных инвестиций в нужное русло, в частности в технологические стартапы. И именно так, в дальнейшем, можно будет добиться результата, которым и станет постепенное замещение импортных товаров отечественными. Важно контролировать статистику продаж, анализировать поведение пользователей сайта, анализировать результаты работы всех каналов. Если что-то хорошо продается, можно предложить свой, отечественный аналог и возможно даже дешевле.