Ещё

Российский рынок консалтинга перешел от спада к стагнации 

Фото: Российская Газета
По итогам 2016 года прирост суммарной выручки крупнейших консалтинговых групп — участниц нынешнего, уже восемнадцатого по счету рэнкинга составил 5% (здесь и далее приводятся темпы, рассчитанные по сопоставимым данным участников нынешнего рэнкинга, в том числе и по причине изменения организатором рэнкинга с 2017 года подходов консолидации данных у аудиторских групп. — Прим. ред.), а ее объем достиг 97,5 млрд рублей. Если ввести поправку на инфляцию (5,4% по ), то можно констатировать, что этот рынок вышел из отрицательной зоны. Ведь в прошлые годы формально большие показатели роста на самом деле не поспевали за ростом цен (в 2015 году рост выручки участников рейтинга составил 7% при инфляции в 12,9%; в 2014 году — 9% и 11,4% соответственно).
На финансовом консультировании участники рэнкинга заработали 8,6 млрд рублей (прирост 7%)
Причина затянувшихся неудач очевидна: спрос на этом рынке находится в прямой и тесной зависимости от общеэкономической ситуации. На сторонних советах компании начинают экономить в первую очередь. Свой вклад вносит и конкуренция, которая неизбежно обостряется на сужающемся рынке, а это прямая дорога к демпингу. По словам Ирины Вишневской, генерального директора Berkshire Advisory Group, средний чек на консалтинговые услуги неуклонно снижается. «Все больше компаний переходят к закупкам в соответствии с 223-ФЗ о госзакупках, где цена услуг остается ключевым критерием». Тем не менее выход в ноль после двух лет падения — вполне достойный повод для оптимизма.
Игра вдолгую
Как и много лет подряд, наибольший объем выручки участников рэнкинга приходится на ИТ-консалтинг. В 2016 году на его долю пришлось аж 64%: суммарно государственные и частные заказчики обеспечили группам и компаниям рэнкинга 53,27 млрд рублей: 13,64 млрд рублей — управленческий консалтинг (прирост 3%) и 39,63 млрд рублей — консалтинг в рамках разработки и системной интеграции (прирост 2%). В целом по сегменту ИТ-консалтинга в прошлом году составил 3%.
Лидеры рэнкинга продолжают реализовывать сложные и комплексные мегапроекты для бизнеса и государства. «Речь идет о внедрении решений для автоматизации проектирования и технологической подготовки производства на предприятиях , и др. Также в прошлом году специалисты нашей группы внедряли системы автоматизации бизнес-процессов в , а также системы антискимминговой защиты для сетей банкоматов крупных банков, участвовали в строительстве и оснащении центров обработки данных для телекоммуникационных компаний к чемпионату мира по футболу. Неотъемлемой частью всех этих проектов являются услуги консалтинга", — рассказывает , вице-президент и исполнительный директор ЛАНИТ.
Об ощутимой положительной динамике проектов для финансового и транспортного секторов, где для бизнеса крайне важна лояльность клиентов, рассказали в группе «Техносерв». «С технологической точки зрения, драйверами были проекты в области Big Data и iBanking. Например, проект внедрения системы динамической сегментации на технологиях Big Data в . Такая система помогает авиаперевозчику активно развивать онлайн-продажи и увеличивать количество новых для авиакомпании пассажиров. Что касается iBanking, то это комплексная система дистанционного банковского обслуживания. Проекты на этой технологии реализованы для нескольких крупнейших российских банков», — поясняет , президент группы компаний «Техносерв».
По словам лидеров сегмента, абсолютное большинство заказчиков в нынешних экономических условиях желает обеспечить бесперебойное функционирование ИТ-инфраструктуры и ее развитие при минимальных затратах. «Без наращивания серверной базы. Полученные рекомендации дают возможность заказчикам оптимизировать затраты на содержание ИТ-инфраструктуры и планировать инвестиции так, чтобы полностью задействовать заложенный в оборудовании и ПО потенциал с горизонтом до трех лет», — делится опытом , генеральный директор компании «ФОРС — Центр разработки» (ГК ФОРС).
Что же касается замедления динамики в сегменте ИТ-консалтинга, то оно объясняется в том числе увеличением доли проектов с длительностью более года. В проектах возникает все больше задач, связанных с трансформацией бизнеса в целом (например, создание общих центров обслуживания), а не отдельных бизнес-процессов. Ярко выраженной отраслевой специфики здесь нет. «В нашем текущем портфеле доля подобных „длинных“ проектов составляет примерно 2/3», — поясняет Игорь Зимненко, заместитель генерального директора и руководитель компании «Витте Консалтинг» (ГК «Ай-Теко»).
Практика малых дел Финансовое управление и оценка. Объем выручки от финансового консалтинга и оценочной деятельности в 2016 году составил 13,42 млрд рублей, увеличившись за год на 8%. На финансовом консультировании участники рэнкинга заработали 8,6 млрд рублей (прирост 7%), а на оценке — 4,82 млрд рублей (прирост 8%).
"Сейчас место инициативной или инвестиционной оценки заняла оценка обязательная, прежде всего по заказу госорганов и госкорпораций. Востребована оценка государственного имущества и пакетов акций для различных целей (аренда, купля-продажа, приватизация, внесение в уставный капитал). Также растет спрос на оценку и судебную стоимостную экспертизу в процессах принудительного изъятия имущества", — рассказывает , первый заместитель генерального директора ООО «Центр независимой экспертизы собственности».
Заказы на оценку растут и за счет B2C. «Именно в 2016 году, когда регионы перешли на новую систему исчисления налогов на имущество, не только юридические, но и физические лица стали активно обращаться за возможностью оспаривания завышенной, по их мнению, кадастровой стоимости», — говорит .
Юридический и налоговый консалтинг. Суммарный оборот по сектору юридических услуг составил в 2016 году 3,69 млрд рублей (прирост 26%).
Еще 2,77 млрд рублей из выручки участников рэнкинга приходится на услуги налогового консалтинга минус 8% за год. Видимо, на кризисные факторы наложились и последствия обещанной властями стабилизации в сфере налогообложения, а также неуклонное улучшение администрирования в указанной сфере.
Совокупная выручка в секторах стратегического планирования и консалтинга в области маркетинга и PR по итогам 2016 года составила 3,74 млрд рублей (темп роста 4%). В 2016 году значительно повысилось внимание отечественной промышленности, в том числе ОПК, к созданию и выводу на рынок продукции гражданского назначения. Это стремление привело к значительному росту спроса на услуги в области стратегического маркетинга и разработке стратегий «гражданской диверсификации» продуктового портфеля промышленных предприятий", — объясняет , генеральный директор .
На активизацию спроса на стратег-консалтинг в государственном секторе со стороны регионов, муниципалитетов и госкомпаний указывает и , управляющий партнер компании ФОК ("Финансовый и организационный консалтинг"): «Федеральный закон N 172 о стратегическом планировании делает обязательной разработку стратегии на региональном уровне, а на муниципальном уровне это носит рекомендательный характер. Поэтому, если раньше стратегии заказывали лишь крупнейшие или „нефтегазовые“ города, которые не испытывали недостатка средств, то теперь стали появляться заказы и от проблемных муниципалитетов, которые пытаются сформировать долгосрочный план по выходу из кризиса».
Консалтинг в области управления персоналом принес участникам рэнкинга в 2016 году 1,4 млрд рублей (минус 2% за год). На плаву сектор поддерживают крупные заказчики. «В нефтяной промышленности, электроэнергетике, металлургии, банках и торговле. Этап начальной автоматизации процессов уже пройден, и мы видим переход к новым технологическим платформам — облачным технологиям. „Облака“ в будущем обеспечат аналитику, „большие данные“ (Big Data) и самое главное „умные данные“ (Smart Data)», — отмечает Михаил Панченко, генеральный директор MOLGA Consulting.
О спросе на HR-консультации со стороны бизнеса рассказывают и в компании Talen Q: «Один из важнейших трендов 2016 года — комплексный подход к оценке персонала. Мы также ощущаем рост популярности инструментов дистанционной оценки. Более чем на 30% выросли продажи адаптивных тестов способностей, личностного и мотивационно-ценностного опросников, тестов способностей и опросника по компетенциям, а также решений для оценки методом 360 градусов. Также мы оказывали консалтинговые услуги по формированию моделей компетенций, составлению планов индивидуального развития, разработке „профилей успеха“ под конкретные позиции на основе HR-аналитики и так далее», — рассказала о тенденциях в сфере управления персоналом , генеральный директор компании Talent Q.
Интервью
— Охарактеризуйте, пожалуйста, нынешнее состояние рынка консалтинговых услуг. Какие факторы, по вашему мнению, продолжают тормозить развитие рынка? И что, наоборот, благоприятствует развитию консалтинговых практик?
, Управляющий партнер Swiss Consulting Partners: Кризис оказал на рынок консалтинга разнонаправленное влияние. Как и ожидалось, одни заказчики подхватили тенденцию снижения расходов за счет отказа от некоторых услуг, в данном случае — консалтинговых, другие, наоборот — стали обращаться к консультантам, чтобы те помогли оптимизировать бизнес. В консалтинге нуждаются, но спрос на него не так велик. На нем экономят, но его выручка понемногу растет.
Замедление и неопределенность в экономике остаются главными факторами, негативно влияющими на консалтинговый рынок. Однако и частные, и государственные компании реального сектора остаются активными заказчиками консалтинговых услуг.
Скорость изменений — это то, почему российский рынок консалтинга отстает. Как бизнес, он появился в  сравнительно недавно, и его юный возраст приводит к тому, что опыт, основанный на использовании эффективнейших подходов, за редким исключением, присущ только международным компаниям. Естественно, как клиенты, так и консультанты могут посчитать, что сейчас не самое подходящее время для нововведений и экспериментов и что лучше всего пользоваться «консервативным» планом ведения бизнеса. Такое суждение вполне справедливо, однако, как показывает практика, в кризис всегда найдется какая-нибудь новая идея, которая может «выстрелить».
В XXI веке у рынка консалтинга есть и не только экономические вызовы. Не секрет, что в наше время практически любую информацию можно найти в интернете, и в ближайшем будущем данных в сети будет становиться все больше и больше. Отсюда у потенциального клиента и вырастает огромное заблуждение: «Зачем мне обращаться к консультанту и платить ему за помощь в бизнес-планировании, если есть ?». Но важно не только иметь доступ к океану, но и уметь плавать, чтобы удержаться на воде, не утонуть и перемещаться в правильном направлении. Для консультантов главная задача — как раз уметь анализировать большие объемы информации, аккумулировать опыт лучших практик и максимально быстро и точно находить самое эффективное решение для клиента.
Да, во всемирной паутине на самом деле много полезной и точной информации, но для клиента риск наткнуться на непроверенные, устаревшие и выложенные непонятно кем в общий доступ данные, безусловно, очень велик. Поэтому «живой» и способный выстроить работу с индивидуальным подходом консультант будет куда лучше, чем клик на результат в поисковике.
Каковы перспективы развития консалтинга при нынешней экономической ситуации? На ваш взгляд, наблюдается ли усиление конкуренции между игроками рынка?
Юлий Сомсиков: Во-первых, продолжится рост количества заказчиков-представителей малого и среднего бизнеса. Во-вторых, как и в прошлом году, услуга по экспертизе операционных улучшений, в ближайшей перспективе будет привлекать больше новых клиентов — она не бьет по бюджету компаний и при этом реализуется в кратчайшие сроки.
Также мы наблюдаем рост интереса к консалтинговым услугам со стороны государственных заказчиков: им требуется консультирование в области содержания и поддержания инновационной и промышленной политики, инвестирования, оценки регулирующего воздействия.
В целом, трудности на рынке консалтинга нельзя называть запущенными: российские консультанты всеми силами стараются отвечать на вызовы как экономики наших дней, так и вообще времени, в котором они существуют.
Конкуренция между участниками рынка есть всегда. И абсолютно верно утверждение, что в кризисный период она лишь обостряется. При этом в борьбе консалтинговых компаний побеждают не только предложившие наилучшую стоимость своих услуг, но и обладающие уникальным подходом к заказчику, высоким уровнем выполнения работ и доступом к международным компетенциям.
С чем, за последний год и сейчас, связан спрос на услуги маркетингового и стратегического планирования? Какие направления работ из этих областей наиболее востребованы со стороны заказчиков и почему? Отличаются ли нынешние потребности клиентов от запросов прошлых периодов?
Юлий Сомсиков: Если говорить о маркетинговом и стратегическом консалтинге, то мы вновь упираемся в тему кризиса. В такой период данные услуги могут стать лучшим способом вывести компанию на новый уровень. Наиболее востребованным направлением является комплексная проработка проекта. Заказчики понимают, что не получится реализовать какую-то определенную функциональную стратегию в отрыве от стратегии развития его компании в целом. Нельзя сказать, что другие направления деятельности консультантов становятся менее востребованными. Напротив, есть спрос на управленческий и финансовый консалтинг: в частности, на разработку технико-экономических обоснований инвестиционных проектов, оценку их привлекательности в инвестиционном плане, бизнес-планирование и т.д. Не уступают им, к примеру, стоимостной консалтинг, помощь в управлении активами и анализ рисков. Что касается прошлых тенденций, то популярностью пользовались услуги ИТ— консалтинга, и это вновь напрямую связано с макроэкономической конъюнктурой. В условиях жесткой экономии многие компании стремятся автоматизировать некоторые бизнес-процессы, для этого им и требуется внедрение новых ИТ-решений.
Ваша группа занимает достаточно прочные позиции на рынке консалтинга. Какие преимущества вашего бизнеса вы могли бы обозначить?
Юлий Сомсиков: Обязательным условием достойного положения консалтинговой компании на рынке является ее готовность к трансформациям. Главной концепцией нашей работы сегодня можно назвать принцип: «Если сегодня рынок только задумался о том, что надо бы что-то улучшить, то консалтинговая компания уже завтра утром должна предложить рынку новый продукт или решение». Хороший консультант должен вдохновлять и вести за собой клиента, поэтому всегда нужно быть на полшага впереди рынка.
Не менее важен для Swiss Consulting Partners вопрос создания эффективного коллектива: мы создали команду, которая мыслит быстро, мы пересматриваем ее в пользу более опытных и мультифункциональных сотрудников, привлекаем специалистов, которые отлично ориентируются в новейших технологиях, причем как в их технических, так и информационных составляющих.
В сегодняшний консалтинг постепенно внедряется появившийся в начале столетия принцип Agile. По сути, он является составной частью клиентоориентированности и заключается в гибкости работы. Иными словами, компания, работающая с клиентом по этому принципу, всегда ставит его мнение в приоритет и обращает большое внимание на изменения в ситуации, вместо того, чтобы четко следовать плану. Swiss Consulting Partners стремится поддерживать этот подход.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео