Стоимость Netflix выросла на 22000% с момента IPO

Netflix провела IPO 15 лет назад. Тогда она оценивалась в $300 млн. Сегодня рыночная стоимость стримингового гиганта приблизилась к $68 млрд. Акции Netflix с момента выхода на биржу выросли почти на 13 000%, а рыночная капитализация — на 22 000%. В чем же секрет успеха? Многие ведущие издания называют Netflix самым успешным распространителем потокового видео в истории. Компания была основана в 1997 г. Ридом Хастингсом и Марком Рэндольфом. Идея создать сервис пришла в голову Риду, когда он оплачивал штраф за не вовремя возвращенный в видеопрокат фильм. Но сооснователь Netflix Марк Рэндольф как-то проговорился, что случай со штрафом Хастингс придумал и что настоящая история компании скучнее и сложнее. А эпизод со штрафом был просто маркетинговым приемом, который должен был подчеркнуть самое важное — Netflix.com стал первым в США онлайн-видеопрокатом, позволявшим клиентам получать и возвращать DVD-фильмы, не выходя дальше своего почтового ящика. Предприниматели начали бизнес вместе, но более значимую роль в становлении компании, несомненно, сыграл Хастингс, будучи не только хорошим специалистом, но и отличным бизнесменом. Оба основателя не были новичками в ИТ-сфере. До этого Рид основал компанию Pure Software, проданную в 1997 г. за $700 млн. Рэндольф был в ней одним из ведущих специалистов. Решение о первичном размещении акций компании было принято после достижения отметки в полмиллиона подписчиков в феврале 2002 г. В итоге Netflix смогла привлечь $82 млн, чем снова удивила скептически настроенных специалистов. Компания укрепила свои позиции путем увеличения количества договоров с кинопрокатчиками до 50, при этом проект должен был выплачивать им около 20% дохода. Первый день торгов состоялся 23 мая 2002 г., накануне акции Netflix были размещены по цене $15 за штуку. В то время компания занималась физическими продажами и прокатом фильмов на DVD-дисках, а количество ее пользователей составляло 600 тыс. человек. В начале 2003 г. аудитория сервиса достигла миллиона. В конце года компания отчиталась о первой прибыли в размере $6,5 млн. В последующие годы рост аудитории сервиса продолжился, достигнув в 2005 г. 4,2 млн человек. Позже, когда началась продажи электронных версий фильмов и телевизионных программ не на физических носителях, Netflix запустила сервис потокового вещания. В 2010 г. соучредитель и главный исполнительный директор Netflix Рид Хастингс посетил презентацию iPhone 4 и вышел на сцену вместе со Стивом Джобсом, для того чтобы представить первое приложение для iOS. Это был поворотный момент: популярность смартфона помогла значительно расширить аудиторию пользователей потокового сервиса. Первая модель работы сервиса в сфере потокового мультимедиа включала в себя оплату за время просмотра. Подписка предлагалась на 6–48 часов видео. Наиболее популярным оказался вариант с 18 часами просмотра, который стоил клиентам $17,99 в месяц. Далее был введен стандартный тариф, месячная подписка на который обходилась клиентам Netflix в $8. В 2013 г. была внедрена услуга семейного абонемента, по которому каждый член семьи (если в ней не больше 4 человек) может выбрать для просмотра отдельный фильм за $11,99. В 2014 г. стоимость подписки для европейских стран выросла от €8,99 до €9,99. При этом основную прибыль компания продолжала получать от проката дисков, которые стали ее опорой до окончательного внедрения новой модели работы. Увеличивалось и количество платформ, с помощью которых можно было пользоваться услугами сервиса. К 2009 г. сюда можно было отнести Xbox, PS3, Blu-ray. Кроме того, в продажу был запущен специальный гаджет для просмотра фильмов компании — Roku. В это же время количество подписчиков на потоковое видео Netflix достигло 3 млн. К концу 2010 г. аудитория потокового видео компании выросла до 10 млн. В этом же году в прессе появилась информация, что эти достижения свидетельствуют об отказе от проката дисков и полном переходе на онлайн-трансляции. "Говоря о планах на будущее, мы рассчитываем сконцентрироваться на бизнесе потокового вещания, а услуга "DVD по почте" станет вторичной", — говорилось в годовом отчете компании в начале 2011 г. Так и вышло. Мир быстро переключился с физических носителей на потоковые сервисы с ежемесячной абонентской платой, а Netflix стала влиятельным игроком на рынке контента контента. После этого Хастингс чуть было не погубил компанию, разделив бизнес по прокату фильмов на DVD и стриминговый сервис. Вместо одной общей подписки за $9,99 в месяц компания предлагала заплатить за каждую $7,99. На следующий день акции Netflix рухнули на 19%, а после еще на 35% на фоне снижения числа подписчиков. В итоге Netflix потеряла более 3/4 рыночной стоимости и стала предметом насмешек. Спас компанию сериал "Карточный домик", вышедший в 2013 г. Контент-директор Netflix Тед Сарандос объявил о заключении сделки на эксклюзивный премьерный показ. Благодаря этому число подписчиков выросло до 33,3 млн человек, а акции компании почти восстановились после фиаско 2011 г. В 2013 г. были достигнуты договоренности между Netflix и Marvel Television на производство сериалов о четырех героях: Сорвиголове, Джессике Джонс, Железном Кулаке и Люке Кейдже. Телесериалы из кинематографической вселенной Marvel, безусловно, должны были увеличить аудиторию сервиса. Контракт заключили на пять лет. Кроме того, было достигнутo соглашение с Disney на трансляцию шестого сезона мультсериала "Война клонов". С тех пор Netflix потратила миллиарды долларов на премиальный оригинальный контент, значительно расширила опции и улучшила технологическую сторону вещания. Компания вышла на международный уровень — число подписчиков увеличилось до 100 млн.С момента IPO акции Netflix выросли почти на 13 000%, а рыночная капитализация приблизилась к $68 млрд — на 22 000% больше, чем было изначально. В год перед IPO убыток Netflix составлял $38,6 млн, выручка - $75,9 млн. А в прошлом году компания отчиталась о прибыли в размере $186,7 млн при выручке в $8,8 млрд. Но в компании уверены, что главный успех еще впереди и Netflix предстоит долгий путь.

Стоимость Netflix выросла на 22000% с момента IPO
© Вести Экономика