Удаленный доступ к телу
В Госдуму внесен долгожданный законопроект о телемедицине, разрешающий дистанционно ставить диагноз и назначать лечение, а также выписывать электронные рецепты. Случится ли в России после принятия закона телемедицинская революция, разбирался Банки.ру. Базой единой Документ разработан и внесен в правительство Минздравом еще в декабре 2016 года. 10 мая Комиссия по законопроектной деятельности поддержала документ, правительство одобрило его в четверг, 11 мая, а уже 13 мая он был внесен в Госдуму. Первое чтение намечено на 16 июня. В случае принятия закон должен вступить в силу с 1 января 2018 года, а норма о выдаче электронных рецептов — с 1 января 2019 года. Продуктовый виджет Основные положения законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий и введения электронных форм документов в сфере здравоохранения» подразумевают создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), которая будет объединять всю информацию из медкарт пациентов, информацию по врачам, финансовую документацию деятельности медицинских учреждений. На создание ЕГИСЗ в 2017—2018 годах необходимо 1,4 млрд рублей. По мнению президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, создание ЕГИСЗ расширит возможности страховых компаний, работающих в системе обязательного медицинского страхования, в части контроля качества оказания медицинской помощи, в вопросах обеспечения и защиты прав застрахованных. «Надеемся, в новой системе страховые медицинские организации будут иметь доступ к медицинской документации застрахованных для экспертной оценки страховых случаев в режиме онлайн. Это существенно облегчит работу эксперта качества медицинской помощи, пресечет возможности последующей фальсификации медицинской документации и облегчит процесс обеспечения и защиты прав застрахованных», — полагает Юргенс. По его словам, также нередко встречается фальсификация бумажных документов медицинскими организациями после выявления врачами-экспертами нарушений в процессе лечения. Делается это в целях сокрытия нарушений и ухода от ответственности или штрафных санкций. Единая база медицинской информации облегчит проведение дистанционных консультаций и консилиумов, которые уже и так проводятся в рамках обслуживания полисов ДМС, но в сильно урезанном формате. По нынешнему законодательству, врачи могут давать только околомедицинские рекомендации (посоветовать посетить определенного специалиста, опираясь на симптоматику, рассказать, когда теоретически нужно давать малышу прикорм или сколько раз в день положено принимать тот или иной препарат) или предоставлять «второе медицинское мнение» по уже имеющимся результатам обследований. Но пока не имеют права ставить диагноз и назначать лечение. Изначально под телемедицинскими технологиями подразумевали консилиумную работу, когда на одном конце провода — пациент с лечащим врачом, на другом — специалист или группа специалистов. При этом есть возможность в режиме реального времени снимать с пациента какие-то данные с помощью имеющегося оборудования и тут же обсудить это с врачом на другом конце провода. Но этот формат оказался не востребован, рассказывают страховщики, хотя многие клиники оборудовали специальные кабинеты для таких консилиумов. Это оказалось очень сложно логистически, объясняют эксперты. Зато широкое распространение получили различные мобильные приложения и платформы, позволяющие поддерживать постоянную связь с лечащим врачом. Забег на длинную дистанцию Принятие закона теоретически открывает широкие горизонты для внедрения дистанционных медицинских технологий, делает более доступной качественную медпомощь в любых, даже самых отдаленных населенных пунктах. Правда, для этого необходимо еще провести интернетизацию и телефонизацию всей страны, отмечают эксперты. Но это в любом случае проще, дешевле и реальнее, чем обеспечивать присутствие высококвалифицированных врачей в деревнях и селах по всей России. На данном этапе телемедицинские услуги мало востребованны, отмечает директор по стратегическим проектам компании «МетЛайф» Тимур Гилязов. «В основном они оказываются в формате «второго медицинского мнения» с привлечением западных или российских специалистов. Но после принятия закона дистанционные консультации будут актуальным в первую очередь в удаленных районах, где нет иной возможности получить качественную медпомощь», — говорит эксперт. Другие представители страхового сообщества, уже предоставляющие телемедицинские услуги в рамках полисов ДМС или как отдельный продукт, настроены более оптимистично, но все же осторожно, признавая, что в будущем дистанционная медицина может существенно повлиять на рынок ДМС. Добровольное медицинское страхование многие годы является проблемным сегментом страхового рынка: убыточность по нему растет из-за постоянного повышения стоимости услуг медцентров, злоупотреблений со стороны лечебно-профилактических учреждений и самих пациентов, которые часто оказываются «переобследованы», так как стараются по максимуму использовать возможности корпоративной или личной страховки. В целях снижения затрат некоторые страховщики («Ингосстрах», «Альфа-Страхование», «МАКС», «РЕСО-Гарантия») даже начали выстраивать собственные сети медклиник. Но ни один из этих проектов нельзя считать успешным, поскольку у страховщиков не получилось обеспечить заполнение клиник за счет своих клиентов или привлечь чужих. Еще одним способом снижения затрат стала продажа ДМС с франшизой, но и ей пользуются главным образом сами страховщики для своих сотрудников. Доктор рядом Телемедицинские технологии, в частности «виртуальный визит» к доктору, в несколько раз снижают затраты страховой компании, то есть могут работать на снижение убыточности ДМС в целом. «Мы с 1 апреля этого года предоставляем онлайн-консультации своим корпоративным клиентам по ДМС бесплатно в каждом регионе присутствия компании. Партнером телемедицинского проекта выступает сеть медицинских клиник «Доктор рядом», — рассказывает управляющий директор по ДМС группы «Ренессанс страхование» Наталья Харина. — Перед нами стоит несколько целей, главная из которых — предоставить удобный сервис для клиентов, который реально экономит время. Кроме того, наша цель — профилактика заболеваемости клиентов. Новая услуга позволит снизить заболеваемость за счет раннего реагирования при проявлении первых симптомов болезни. Кроме того, по нашей статистике, 40% случаев вообще не требуют очного посещения клиники. Пока нет статистики по телематике в российском ДМС, поэтому наша задача — понять востребованность этого сервиса и его влияние на портфель. В любом случае онлайн-консультации дешевле личных посещений, что может привести к снижению убыточности». «Как страховщик я оцениваю внедрение телемедицины положительно, так как это позволит снизить затраты на медицинскую помощь (телеконсультация стоит раза в три дешевле очной), а многие вопросы, действительно, можно решить дистанционно, — говорит начальник управления продуктов медицинского страхования СК «РЕСО-Гарантия» Марина Черноморова. — И как пациент тоже поддерживаю телемедицину, поскольку это существенно сэкономит время, даже для жителя крупного города, где нет проблем с доступностью клиник, а уж тем более для жителя глубинки, где визит к врачу может занимать целый день, а то и больше. Единственная проблема — наличие интернет-соединения». Цитата «Информационно-телекоммуникационные технологии повышают эффективность управления: это и организация онлайн-записи и электронных очередей, и общая координация работы многопрофильного лечебного учреждения или даже сети в целом, — считает директор департамента андеррайтинга и методологии СК «АльфаСтрахование» Александр Лапунов. — Если говорить о влиянии на качество оказания медицинской помощи, тут все зависит от форм взаимодействия врача и пациента, которым откроет поле деятельности новый закон. Уже сейчас практически любое высокотехнологическое исследование выводится на дисплей компьютера и пишется на электронные носители. А значит, может транслироваться в онлайн-режиме на любое расстояние — например, туда, где его будет в режиме реального времени смотреть высококвалифицированный специалист, которого нет там, где делают само исследование. Такое применение телемедицины позволит и экономить на медицинских кадрах (не содержать полный набор узких специалистов в каждой клинике), и повысить качество самой услуги, так как окончательный вердикт будет выносить опытнейший врач». Набирающий популярность формат телемедицинской видеоконференции «врач — пациент» также повышает качество медицинской помощи, ведь тотальный контроль (все консультации записываются и хранятся в личном кабинете пациента) способствует более ответственному отношению врачей, считают эксперты. Сам себе кардиолог Наиболее оптимистичные представители страхового сообщества вообще считают, что в будущем развитие медицинских девайсов для личного пользования позволит человеку самостоятельно под дистанционным присмотром врача снимать и передавать в клинику необходимые показания: пульс, артериальное давление, уровень сахара в крови, даже делать УЗИ и снимать кардиограмму. А врач уже будет трактовать полученную информацию, ставить диагноз и назначать лечение. На стороне пациента нужны только соответствующие датчики, вся информация может передаваться по беспроводным каналам. Уже сейчас многие столичные бригады скорой помощи во время выезда снимают кардиограмму с помощью мобильного прибора, который затем передает все данные дежурному врачу по обычному городскому телефону. Что уж говорить о мобильных приложениях к телефону или «умных часах», которые в режиме реального времени снимают ключевые показания владельца. Телемедицинские услуги удобны для записи к врачам, сбора первичной информации, коррекции лечения, после лабораторных и диагностических процедур, сходятся многие участники рынка. Безусловно, возможности телемедицины не безграничны. «Невозможно оказать дистанционную помощь человеку, у которого сердечный приступ, или он без сознания, или ему необходима неотложная помощь в кабинете врача, — говорит Марина Черноморова из "РЕСО-Гарантия". — Всегда будут ситуации, когда единственный возможный ответ «Вам необходимо обратиться к такому-то специалисту в клинике» или «Срочно вызывайте скорую помощь». Цитата Марина Черноморова также считает, что для полноценного телеврачевания необходимо разработать и внедрить учебную программу в медицинских вузах и на врачебных квалификационных курсах. «А пока нет четких стандартов, и врачи, подписавшиеся на оказание услуг телемедицины, могут попасть в сложные ситуации, не понимая, как правильно продолжить начавшуюся консультацию. И надо помнить, что медиков, наоборот, раньше всегда учили дистанционно не лечить», — говорит эксперт. Ограничениями для развития телемедицины на сегодняшний момент являются и скептическое отношение к подобной практике со стороны медицинского сообщества, и невысокая пока востребованность этой услуги со стороны потенциальных пациентов. Возрастная аудитория, которая часто обращается к врачам и могла бы сэкономить силы и время, которые обычно тратятся в поликлинике, как правило, психологически не готова использовать высокие технологии. А у привычной к постоянному использованию разных девайсов молодежи не очень высока потребность в частых медицинских консультациях. Для действительно широкого распространения телемедицины, уверена представитель «РЕСО-Гарантия», нужно, чтобы нынешние 30-40-летние стали пенсионерами, так как для них использование технологий и девайсов не представляет проблемы. Непрофильный интерес Между тем анализ статистики обращений в медучреждения в мире показывает рост объема дистанционных услуг. Объем глобального рынка телемедицины в 2016 году составил 15 млрд долларов и в ближайшие три-четыре года вырастет на 20%, утверждают специалисты компании «Мобильные медицинские технологии» (ММТ), разработчика большинства телемедицинских платформ, работающих на российском рынке (телемедицинский сервис для сети клиник «Доктор рядом», проекты «Педиатр 24/7» и «Онлайн Доктор»). Потенциал российского рынка телемедицинских услуг, по оценке ММТ, составляет 18 млрд рублей в год. За два года работы сервисы компании провели более 15 тыс. удаленных консультаций. Более трети из них связаны со срочными вопросами, 25% обращений посвящены детскому здоровью и уходу за детьми, 12% запросов — дерматологическим проблемам. За вторым мнением обращались 7% пользователей, а 5% просили расшифровать лабораторные анализы. Помимо страховых компаний и сетевых медицинских клиник, интерес к рынку телемедицины проявляют IT-стартапы, ориентированные на предоставление технологической платформы клиникам, крупные технологические компании, заинтересованные в развитии телемедицины, и IT-стартапы, ориентированные на оказание конечной услуги. Движение в этом направлении началось даже среди мобильных операторов (МТС), ретейлеров («Евросеть»), темой телемедицины заинтересовался и «Яндекс». Как сообщили Банки.ру в МТС, мобильный оператор сейчас тестирует телемедицинский сервис совместно с сетью клиник «МЕДСИ». «Мы используем собственную платформу, разработанную МТС и интегрированную в IT-контур компании «МЕДСИ», что позволяет, в частности, обеспечивать врачам во время онлайн-консультаций доступ к данным о пациентах, результатам анализов, предыдущим назначениям. На первом этапе в проект инвестировано порядка 20 миллионов рублей», — сообщили в пресс-службе МТС. Оплачивать телемедицинские услуги можно будет из приложения МТС — с банковской карты или, если пользователь является клиентом МТС, с его абонентского счета. В МТС не исключают возможности подключения к проекту в будущем страховых компаний для предоставления телемедицинских услуг в рамках полисов ДМС. «Мы считаем крайне важным развитие телемедицинских технологий в России, в том числе в рамках программ обязательного страхования», — отметили в МТС. Компания «Яндекс» 20 апреля в тестовом режиме запустила сервис для телемедицинских консультаций в своем мобильном приложении «Яндекс.Здоровье». Консультировать пациентов онлайн будут врачи сервиса Doc+, совладельцем которого выступает «Яндекс». Пока за 499 рублей с помощью приложения можно получить консультацию только терапевта и педиатра, но в перспективе планируется расширять перечень специалистов. Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru Портал Банки.ру желает всем своим читателям и клиентам всегда осознанно и ответственно подходить к выбору финансовых продуктов и услуг. Полная информация о финансовых инструментах доступна в финансовом супермаркете Банки.ру. Специальное предложение по программе страхования «Персональный доктор» от Ренессанс Life Специальное предложение по программе страхования от онкологии от Best Doctors.