Почему российским стартапам сложно начать экспорт?
Как начать экспортировать? Егор Иванов Что чаще всего мешает стартапам начать экспорт? В первую очередь стоит выделить культурологические и исторические предпосылки, связанные в том числе с нашим наследием. В силу исторической закрытости Советского Союза, отсутствия определенного набора знаний и опыта в ИТ-области, низкого процента доли населения, владеющего английским языком, а также ментальной закрытости большинство российских компаний изначально ориентируются на отечественный рынок, который, несмотря на масштабы нашей страны, является очень не большим по сравнению с глобальным рынком. У нас долгое время не было «менталитета глобальных игроков», поэтому сейчас отдельному стартапу сложно выйти на мировой технологический рынок. Нам достаточно сложно даются вещи, связанные с международной экспансией, однако тренд все же меняется благодаря новому поколению: люди больше смотрят на Запад, получая его опыт и знания, учат английский язык, больше выезжают за рубеж, посещают международные мероприятия и так далее. Во-вторых, проблемы, возникающие у стартапов в области ИТ-экспорта, связаны и с объективным рыночной ситуацией. На сегодняшний день выйти на глобальный технологический рынок трудно в связи с лидерством США и Китая. Американские компании много лет завоевывали его, вкладывая огромные финансовые ресурсы в ИТ-область. Так, месячная выручка IBM сильно больше, чем всего российского экспорта. Небольшие отечественные стартапы не могут позволить себе тратить такие же деньги на международную экспансию. Китай же для захвата рынков предлагает такие условия финансирования, которые не под силу, наверное ни одной другой экономике в мире. Поэтому российские разработки не смогут просто так сместить США, а теперь и Китай с лидирующих позиций, нужны системообразующие вещи. Можно ли изменить эту ситуацию? Существующий разрыв достаточно сложно сократить, однако это необходимо для дальнейшего развития государства. Учитывая поставленную Владимиром Путиным задачу по увеличению доли ИТ-экспорта в два раза, пути решения активно прорабатываются. Так, одним из механизмов наращивания экспортных показателей выступит ГК Ростех в лице входящей в «Национальный центр информатизации» компании RITE, которая станет единым поставщиков российских ИТ-решений в сегменте B2G и крупного B2B, предлагая международным заказчикам уникальную экспертизу и решения в области цифрового суверенитета, электронного правительства, умных городов и различных кросс-индустриальных продуктов. RITE, опираясь на разветвленную сетью продаж ГК Ростех, выступает единой точкой входа для заказчиков, объединяя в консорциумы поставщиков лучших российских ИКТ-решений, в том числе и стартапы. Когда речь идет не о коробочном продукте с универсальной моделью продаж, сложно говорить о понятных правилах, для компании каждый новый продукт будет уникальным кастомизированным проектом. И в этом заключается еще одна из главных компетенций RITE — правильным образом оформлять сделки с организационной, финансовой и юридической точек зрения и нести на себе риски, закрывая эту компетенцию для поставщиков решений, которые могут ей не обладать в силу отсутствия международного опыта. Кто должен бороться со стереотипом «экспорт – это сложно»? Государство или все же сами стартапы? Эти процессы должны быть параллельны. Каждая сторона должна сконцентрироваться на тех компетенциях, которыми она располагает. То есть стартапам для борьбы со сложившимся стереотипом следует внимательно следить за мировой ИТ-повесткой, разрабатывая свои уникальные продукты, делая ставку изначально на глобальность. Однако нам надо понимать, что, учитывая те трудности, которые имеются у стартапов, государство должно оказывать мощную системную поддержку, особенно на первоначальном этапе. Речь идет и о программе по импортозамещению, и о реестре разработчиков отечественного ПО, что так или иначе способствует развитию отечественного ИТ-рынка. Важным событием стало создание Российского экспортного центра, который является точкой входа для любой российской компании, желающей экспортировать свои продукты, например, для получения аналитики, обеспечения выставочной деятельности, экспортного финансирования. Важно, чтобы при таких условиях стартапы получили в самой России предпосылки роста и развития, в том числе в области ИТ-экспорта. А когда речь идет уже о бизнесе, то здесь свои компетенции, о которых я уже говорил, будет использовать RITE. Финалисты конкурса ЦИПР-2017 Проекты Tele MD, last.backend, Yorso, Buydentity и Умное городское LED-освещение будут презентованы 25 мая в Иннополисе на конференции ЦИПР-2017 в рамках конкурса по отбору российских ИТ-стартапов для вывода на рынки иностранных государств. Чем занимаются проекты? TeleMD. П латформа для помощи в принятии врачебных решений. TeleMD распознает и анализирует данные изображений, получаемых с диагностического оборудования. Программа способна прогнозировать риски развития заболеваний и возможных осложнений; может определять диагноз на ранних стадиях и выдавать рекомендации по выбору наиболее оптимального лечения. Buydentity. С истему для борьбы с контрафактом при помощи технологии blockchain. Buydentity помогает отслеживать цепочки поставок товара с момента производства до покупки в магазине. Умное городское LED-освещение. Проект занимается разработкой умного городского LED-освещения. Last.backend. Разработчик системы автоматизированного управления инфраструктурой в рамках «умного города». Yorso. Торговая интернет-площадка для крупнооптового рынка рыбы и морепродуктов, которая автоматизирует закупки, продажи и логистику. Стартап уже работает в 8 странах. Что ожидает финалистов? На конференции ЦИПР жюри выберет проекты с самым высоким экспортным потенциалам. Победители смогут получить юридическую и переговорную поддержку от крупнейшей промышленной корпорации России — «Ростеха», а также запустить пилотное внедрение проектов на крупных промышленных предприятиях Республики Татарстан. Материал подготовлен при поддержке ЦИПР. Материалы по теме: Памятка: как отправить свой продукт на экспорт? Почему несырьевой экспорт может спасти Россию Alibaba создает секции российских товаров на своих площадках «В России экспортом занимаются только Владимир Владимирович и я» «Почта России» упростила экспорт товаров российских интернет-магазинов Правительство поможет IT-компаниям с экспортом