Ка-62 потеснит конкурентов за счет "нефтяного фактора"
Вертолетный рынок в сегменте «средний плюс», куда относится и новейший российский вертолет Ка-62, испытывает серьезные трудности – за первый квартал 2017 года в мире было продано всего две таких машины. Увеличить спрос на них способен только резкий рост нефтяных котировок, считает специальный корреспондент журнала «Авиапанорама» Евгений Матвеев.
Стоимость нового вертолета Ка-62
Летный образец новейшего вертолета Ка-62 только вчера совершил свой первый испытательный полет, но в Минпромторге уже озвучили планы продать к 2030 году 365 таких машин. Реализация этих планов, по мнению ведомства, позволит к 2025 году занять не менее 20% доли рынка вертолетов промежуточного класса. «Прозвучавшие в Минпромторге прогнозы я бы назвал излишне оптимистичными. Мировой вертолетный рынок испытывает серьезные трудности, особенно в сегменте «средний плюс», куда относятся машины с максимальной взлетной массой в районе шести – семи тонн. Такая машина может быть интересна для корпоративных перевозок, для пожарных, полиции, аварийных служб и поисково-спасательных работ. Но основными покупателями вертолетов промежуточного класса являются нефтяники – только они в состоянии заплатить такую цену за вертолет. Килограмм готовой машины стоит около 2 тысяч долларов, перемножаем на ее массу в районе 6,5 тонн и получаем стоимость вертолета в районе 13 млн долларов. Примерно такую же сумму придется заплатить за ее эксплуатацию в течение 20 лет. При этом российские расценки традиционно выглядели на рынке гораздо привлекательнее. Хотя цена на Ка-62 все же подрастет, так как эта машина оснащена иностранными агрегатами - там стоит французский двигатель и австрийская трансмиссия», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» Евгений Матвеев.
Конкуренция на вертолетном рынке
В конструкцию Ка-62 внедрены и уникальные российские элементы. Например, бортовой комплекс связи нового поколения С-404, разработкой которого занимается нижегородский НПП «Полет». Цифровой комплекс обеспечивает непрерывную связь пилотов с наземными пунктами управления по нескольким каналам, практически исключая возможность потери связи с землей. Но с реализацией машины существуют три основных проблемы. «Во-первых, падение нефтяных цен. Основными покупателями таких машин выступают именно нефтяные компании. Но их заказы напрямую связаны с ценами на нефть. При цене менее 60 долларов за баррель заказы таких машин сводятся к минимуму, и по оценкам экспертов рынка, о быстром возвращении этого сегмента говорить не приходится. За первый квартал текущего года было продано всего два таких вертолета, то есть за год в мире их продадут в районе десятка. Во-вторых, будущие продажи Ка-62 ограничены географически. Мы испытываем трудности при реализации, связанные с санкциями. К тому же и Китай, и Индия, являющиеся для нас основным рынком сбыта, пытаются самостоятельно строить вертолеты такого класса. Поэтому никто просто так нам 20% рынка не отдаст. В-третьих, у ведущих вертолетостроителей и наших главных конкурентов в линейке вертолетов такие машины также представлены, и они уже популярны в своей отрасли. Лидером в сегменте является англо-итальянский вертолет AgustaWestland AW139, неплохие позиции у франко-германской машины Eurocopter EC 145, корейцы работают над вертолетом Surion. Иными словами конкуренция крайне высока», - резюмирует наш собеседник.