Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Роль «третьего сектора» экономики в социально-экономическом развитии России

За последние два-три года произошел поворот государства к «третьему сектору». Некоммерческие организации (НКО) уже стали партнерами госорганов в предоставлении гражданам социальных услуг. Но вклад НКО в российский ВВП по-прежнему мал — около 1%, а занято в «третьем секторе» лишь 1,1% экономически активного населения.

В 2017 г. было завершено формирование правовой базы для деятельности НКО — «исполнителей общественно полезных услуг» (ОПУ). Согласно утвержденному правительством перечню под ОПУ понимается: оказание социально-бытовых, медицинских, психологических, педагогических услуг, оказание социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальная реабилитация граждан с алкогольной и наркотической зависимостью и ряд других.

Видео дня

Но некоммерческий сектор пока не стал значимым фактором экономики России.

Количество занятых в нем людей составляет 1,1% экономически активного населения, доля НКО в ВВП достигает 1%.

В среднем по миру вклад НКО в ВВП составляет 4,5%. Доля занятых значительно выше, например, в Канаде — 10,5%, в США — 9%.

В России зарегистрировано 224,5 тысяч НКО, из них более 140 тысяч — социально ориентированные (СО НКО). Но активны только 10-15% от общего числа НКО.

Главными проблемами российских НКО считаются:

Недостаточная поддержка государства. Средства из бюджетов различных уровней составляют только 11,7% от общего объема финансирования НКО. Доходы от реализации товаров и услуг — 36,4%, пожертвования частных и юридических лиц — более 37%. В западных странах госфинансирование НКО составляет 32%, доходы от деятельности — 43%, а пожертвования — только 23%.

Нехватка помещений и невозможность для многих НКО арендовать их либо приобретать в собственность.

Низкая интенсивность совместной работы бизнеса и НКО, особенно в регионах.

Низкий профессиональный уровень кадров и нехватка профессиональных волонтеров.

Действия государства сейчас направлены на преодоление этих проблем.

Правительством утверждена дорожная карта «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» до 2018 г. Планируется господдержка заемного финансирования СО НКО, аналогичная той, что действует в сфере малого и среднего бизнеса. Предусмотрена модернизация законодательства о социальном предпринимательстве и благотворительной деятельности.

С января 2017 г. ведет реестр общественно полезных организаций. В него сроком на два года может попасть СО НКО, которая более одного года оказывала ОПУ надлежащего качества и не является «иностранным агентом». Организации из реестра имеют приоритет при получении госфинансирования, например, право на дополнительные субсидии. Планируется и немонетарная поддержка — получение имущества, бесплатный доступ к государственным СМИ, обучение сотрудников и добровольцев.

Приняты решения сохранить финансирование СО НКО на уровне предыдущих лет. В 2017 г. из федерального бюджета выделяется 4,32 млрд рублей. В 2016 г. было выделено 4,6 млрд, в 2015-м — 4,228 млрд, в 2014-м — 4 млрд рублей.

Повышается прозрачность грантовой политики. Проведение конкурсов поручено фонду-оператору президентских грантов по развитию гражданского общества. На конкурсах 2017 г. отменена бумажная форма заявок, их прием идет в электронной форме через личный кабинет на интернет-портале.

Сохраняются налоговые льготы СО НКО.

Оказывается поддержка по предоставлению помещений. СО НКО разрешат вести деятельность в жилых домах в соответствии с поправками в Жилищный и Гражданский кодексы РФ.

Принимаются меры по решению кадровых проблем. Для обучения руководителей НКО есть, например, московский «Инкубатор СО НКО». готовит дорожную карту по развитию волонтерского движения в России.