Индустрия встреч как драйвер развития российской экономики
Индустрия деловых встреч, несомненно, является двигателем экономики: она не только способствует старту новых проектов и развитию бизнес-связей, но и сама генерирует прибыли и рабочие места, стимулирует развитие инфраструктуры, увеличивает поступления в бюджет. В России ее вклад в экономику страны пока незначителен, а доля мирового рынка - менее 1%. Международная ассоциация конгрессов и съездов ICCA определила, что ежегодно в мире проводится более 40 млн мероприятий, которые посещают 2 млрд участников. В рейтинге ICCA по итогам 2016 года лидером стали США, в первой пятерке - Германия, Великобритания, Франция, Испания. Россия лишь на 42-м месте. Мировой рынок оценивается в $1,154 трлн. В США расходы на ивент-индустрию составляют порядка $300 млрд - это четверть всего рынка и 0,8% от ВВП страны. $88 млрд возвращаются в казну в виде налогов. В ивент-индустрии США занято более 1,7 млн человек, это 1% от экономически активного населения. Китай является вторым рынком, расходы - $127,2 млрд, или 11% от мировых и 0,5% от ВВП. В России расходы на эту сферу составили $7,8 млрд, или всего 0,7% от мировых и только 0,2% от ВВП страны. При этом рынок деловых встреч быстрее всего растет в развивающихся странах, смещаясь из США и Европы в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. По прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям, в ближайшие 10 лет темпы роста в Китае составят 9,5%, Гонконге - 8%, Камбодже -7,4%, Индии - 7,2%. В то же время в США этот показатель будет менее 3%, в Европе - 5%. В рейтинге наиболее привлекательных для проведения деловых мероприятий городов ICCA за 2016 год Санкт-Петербург и Москва заняли 88-е и 94-е места, уступив и Загребу, и Вильнюсу, и Бухаресту, и Любляне. Лидером стал Париж, за ним следуют Вена, Барселона, Берлин, Лондон. Ивент-индустрия отражает экономическую ситуацию в стране, поэтому в России из-за сложных геополитических условий и экономического кризиса показатели конгрессной отрасли снизились. С ростом экономики и при поддержке государства она может приблизиться к лидерам отрасли. Большой потенциал в сфере делового туризма имеет Санкт-Петербург. В 2016 году он был признан «лучшим городом делового и событийного туризма России и стран СНГ» по версии журнала Business Traveller. В Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года поставлена задача по вхождению Санкт-Петербурга в 20 ведущих конгрессных городов мира и в 10 конгрессных столиц Европы. Для достижения этой цели реализуются меры поддержки: По программе правительства Санкт-Петербурга компаниям возмещаются затраты на участие в ярморочно-выставочной деятельности — до 50% от общей суммы документально подтвержденных расходов. В конце 2016 года утвержден план по развитию конгрессно-выставочного туризма. Одно из главных деловых событий города – Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В 2016 году мероприятие собрало более 12 тыс. участников из 133 стран. Особенностью российской индустрии деловых мероприятий является ее централизация. По различным оценкам, половина всех мероприятий приходится на Москву, где насчитывается около 30 современных конгрессных площадок. 15-20% у Санкт-Петербурга, около трети мероприятий проводится в других российских городах. Для реализации потенциала городов по развитию индустрии деловых мероприятий требуется решение первостепенных задач, как общих, так и региональных, а также для двух столиц: Модернизация действующей нормативно-правовой базы, которая недостаточно четко регулирует вопросы ярморочно-выставочной и конгрессной деятельности. Развитие материально-технической базы. Создание эффективной системы координации и господдержки. Разработка единой методики для определения социально-экономической и бюджетной эффективности. Организация многоуровневой системы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации профессиональных кадров.