Локализация как инструмент формирования кластерной экономики

Локализация производства, когда вокруг иностранного предприятия группируется пул отечественных производителей запчастей, сырья, оборудования, напрямую способствует импортозамещению. Среди примеров в России – производство локомотивов Siemens, к которому подключено около 100 российских поставщиков, заводы Volkswagen, Peugeot & Citroën, Volvo, сформировавшие калужский автомобильный кластер. Российские власти нацелены переносить этот опыт в другие регионы и отрасли промышленности. Развитие в России межотраслевых кластеров – одно из приоритетных направлений стратегии развития промышленности до 2035 года. Они становятся эпицентрами социального и экономического развития регионов, стимулируя развитие как крупного, так и малого и среднего бизнеса. На конец 2016 года в России насчитывалось 127 промышленных кластеров в 57 регионах. Доля малого и среднего предпринимательства в их структуре составляет 58%. Лидируют по количеству промышленных кластеров Центральный (37), Приволжский (25) и Северо-Западный (19) округа. Эффективный инструмент кластерной экономики – локализация производства с формированием пула отечественных поставщиков вокруг предприятия с иностранными инвестициями. Пример – калужский автокластер, ядро которого составляют предприятия «Фольксваген Груп Рус», «Пежо-Ситроен Митсубиши Аутомотив» и концерна Volvo. Уровень локализации производства Volkswagen – 40% (планируется рост до 75 %). Локализация на PSMA – порядка 35% (планируется рост до 50%). Завод Volvo также намерен увеличить уровень локализации. На территории кластера расположено 27 предприятий по производству автокомпонентов. Другой успешный пример – опыт компании Siemens. Уровень локализации производства скоростных электропоездов «Ласточка» на уральском СП Siemens и Группы Синара превышает 60%. Планируется увеличение до 80%. К проекту подключено около 100 российских поставщиков. Обсуждается создание на базе предприятия кластера железнодорожного машиностроения Свердловской области. Уровень локализации на воронежском заводе «Сименс Трансформаторы» превышает 80%, а на предприятии «Сименс Электропривод» в Санкт-Петербурге – от 40% до 70%. Оба этих предприятия также задействованы в производстве «Ласточки». О том, что направление продолжит развиваться, говорит ряд перспективных проектов, а также принятых на федеральном и региональном уровнях мер господдержки: Фонд развития промышленности Ставропольского края объявил о льготном кредитовании под 5% проектов по импортозамещению и локализации производств. Упор будет сделан на создании производства компонентов. В автомобильном кластере в Самарской области проработано 30 проектов по локализации производства автозапчастей для АвтоВАЗа. В пензенском биомедицинском кластере в 2016 году запланировано создание производства медизделиий для рентгеноэндоваскулярной хирургии. В 2017 году запланирован запуск завода Great Wall Motors в индустриальном парке «Узловая» Тульской области с локализацией 70%. Идут переговоры с тульскими предприятиями о производстве автокомпонентов для Great Wall. Но есть проблемы. Из-за неспособности российских поставщиков оперативно наладить выпуск сложных автокомпонентов должного качества, производители автомобилей стали приглашать в Россию своих зарубежных поставщиков. В результате значительная часть компонентов изготавливается зарубежными компаниями, развития отечественных технологий при этом не происходит. В условиях кризисного падения спроса на автомобили значительное число проектов по изготовлению запчастей было заморожено, а часть действующих предприятий закрыта – как зарубежных (канадская Magna и американский производитель сидений Johnson Controls в Санкт-Петербурге), так и отечественных. В 2018 году прекращается действие соглашения о промышленной сборке, которое устанавливает набор льгот для предприятий в обмен на достижение определенного уровня локализации. При его продлении оно может быть модернизировано. Речь идет о снижении требований по уровню локализации, если часть конечной продукции идет на экспорт. Это позволит сохранить объем производства при снижении потребительского спроса в РФ.