Доверие в благотворительности: от этического кодекса к профессиональным стандартам

В России люди предпочитают оказывать денежную помощь нуждающимся лично, чтобы не финансировать административные расходы благотворителей. Те и сами отмечают недостаточность прозрачности и отсутствие профессиональных стандартов. Между тем, в сфере социально-ориентированных НКО (СОНКО) работает уже около миллиона человек. Благотворительность в России – одно из главных проявлений гражданской активности. Масштабы благотворительности ежегодно возрастают. Россия входит в десятку стран мира по соотношению средств, пожертвованных на благотворительные проекты, к размерам ВВП (8 место из 24 стран с показателем 0,34% ВВП). На первом месте США – 1,44% ВВП, далее Новая Зеландия (0,79%), Канада (0,77%), Великобритания (0,54%). По данным Форума доноров — ассоциации грантодателей, примерно 10% от общего объема рынка благотворительности России составляет спонтанная помощь от частных лиц, порядка 90% приходится на корпоративную благотворительность. На Западе соотношение прямо противоположное. Согласно исследованию НИУ ВШЭ, в 2016 году благотворительные пожертвования делали более половины россиян (53%). Приоритетная форма денежных пожертвований – личная, «из рук в руки». Также развивается «мобильная» благотворительность (через SMS). Если в 2010 году ее использовал лишь 1%, то в 2016 году эта цифра выросла до 12%. В докладе Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества в 2016 году выделены три главных тенденции развития «третьего сектора» на ближайшие годы: Основная — это профессионализация деятельности СОНКО. Возможно и появление крупных инфраструктурных организаций, существующих при поддержке государства и бизнеса. Структурирование «третьего сектора», самоопределение НКО в соответствии с теми возможностями, которые дает новый статус исполнителей общественно полезных услуг. Консолидация сектора в рамках профессиональных ассоциаций и объединений. Происходит также развитие благотворительности в регионах и рост масштабов волонтерства. «Третий сектор» осваивает новые ресурсные и технологические возможности — работу с банками, мобильные краудфандинговые технологии и платформы. Для дальнейшего развития благотворительности в России необходимо будет преодолеть ряд барьеров. Недоверие к благотворительным организациям. Хотя в России наблюдается переход от индивидуальной помощи к созданию инфраструктуры благотворительности, большинство граждан пока выбирают именно адресную помощь. Поддержки у системных фондов меньше из-за неуверенности в том, что деньги будут потрачены ими по назначению. Непонимание жертвователями механизмов функционирования таких структур и неготовность платить за административные расходы благотворительных организаций. Дефицит компетенций и квалифицированных кадров. В России с 2017 года действует закон об НКО, но пока отсутствуют и профессиональные стандарты качества оказания социальных и благотворительных услуг, и рекомендации к стандартам публичной отчётности благотворительных организаций. Для повышения доверия к своей деятельности благотворительным организациям предстоит принять ряд решений: Создание понятных правил – разработка и последующее соблюдение четких стандартов профессиональной деятельности, например, по публичной отчетности. Развитие площадок для коммуникации благотворительных организаций и жертвователей – от официальных сайтов компаний до агрегированных порталов. Содействие авторитетных СМИ продвижению информации о деятельности благотворительных организаций. Этому препятствует практика неупоминания благотворительных организаций в СМИ, так как название фонда расценивается как реклама. Дальнейшее содействие государства в создании комплексной инфраструктуры развития благотворительного сектора. Продвижение Кодекса этических норм для благотворительных организаций. Но только кодекса недостаточно. Действительно эффективной мерой для повышения прозрачности и, как следствие, роста доверия со стороны общества к благотворительным организациям может стать введение системы внешних оценочных критериев и механизма их соблюдения.