Транзитный потенциал России — новые решения для развивающихся рынков

Географическое положение России обусловило ее уникальные транспортные возможности. Но транзитный потенциал страны пока реализуется всего на 5-7%. Чтобы воспользоваться им в полной мере, необходим комплексный подход, включающий в себя улучшение транспортной инфраструктуры, усовершенствование таможенных процедур, привлечение крупных инвестиций и взаимодействие с соседними государствами. Расширение объема транзитных международных перевозок обеспечит ускорение роста экономики России и ее интеграцию в глобальную транспортную систему. По расчетам ОЭСР, развитие транзитных направлений способствует росту эффективности транспортной инфраструктуры, а увеличение производительности в секторе на 10% ведет к росту ВВП на 0,8%. В 2016 г. Россия заработала $15 млрд на экспорте транспортных услуг, что составляет более половины доходов от экспорта природного газа При этом по итогам 2106 г. объем транзитных перевозок в России снизился на 1,9 млн тонн, что связано с ухудшением внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации. В перспективе ожидается повышение использования транзитного потенциала России. В частности, стимулом для развития инфраструктуры послужит сочетание двух трансконтинентальных интеграционных инициатив — Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП). В совместном заявлении России и КНР о сотрудничестве в данном направлении говорится о стремлении к укреплению взаимосвязанности в сферах логистики, транспортной инфраструктуры и интермодальных перевозок. На текущий момент уже реализуются или находятся в переговорной стадии такие проекты, как: международный транспортный маршрут (МТМ) Европа — Западный Китай, проходящий через Казахстан, РФ, Белоруссию, высокоскоростная магистраль Москва — Пекин, транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2 и другие. В 2016 г. на саммите ШОС Россия, Китай и Монголия официально приняли программу по строительству экономического коридора между странами, который предусматривает развитие транспортной инфраструктуры, пунктов пропуска и контроля. Россия рассматривает возможность создания зоны свободной торговли между Ираном и ЕАЭС, одним из инфраструктурных элементов которой должна стать МТК «Север-Юг», связывающая Иран с Северной Европой. Еще один стимул для повышения транспортного потенциала России — развитие электронной трансграничной торговли. По данным АКИТ, в 2016 г. объем рынка трансграничной торговли в России вырос на 37% по сравнению с 2015 г., в 2017 г. ожидается рост на 30%. Высокие темпы роста показывает транзит посылок: только в первом квартале 2017 г. его объем у крупнейших интернет-магазинов на линии «Восток-Запад» вырос на 40%. «Почта России» на Международном инвестиционном форуме в Сочи в 2016 г. договорилась с РЖД о запуске с 2018 г. новых почтовых поездов, которые смогут осуществлять транзит посылок из Китая в Европу. Но развитию транзитного потенциала России препятствует ряд проблем, которые требуют системного решения. Во-первых, это отсутствие необходимой инфраструктуры для роста пропускной способности и дефицит инвестиций на такие проекты. По данным исследовательского агентства InfraNews, минимальный требуемый объем инвестиций в проекты на границе России, Казахстана, Китая составляет $2,5 млрд, а в ближайшей перспективе — до $10-12 млрд. В условиях ограниченных инвестиционных возможностей наиболее перспективным представляется развитие контейнерных терминалов и подводящей железнодорожной инфраструктуры. Во-вторых, высокие тарифы на транзитную сухопутную перевозку по территории России по сравнению с морским фрахтом. Для развития транзита через Россию требуется сокращение стоимости сухопутного фрахта не менее чем 25%, а по некоторым оценкам и на 50%. В-третьих, противоречия между российскими нормами регулирования перевозочной деятельности и международным правом, необходимость переоформления документов на пути следования из страны в страну и множественные процедуры таможенного контроля. Необходима унификация таможенных процедур в рамках ЕАЭС, а также совершенствование внутрироссийских процедур. Введутся переговоры по созданию «зеленого коридора» между Россией и ЕС, а также Россией и Израилем. Подобные соглашения с Ираном и Японией уже вступили в силу. Инструментом интенсификации транзита должно стать подписанное в 2016 г. между РФ, КНР и Монголии соглашение о взаимном признании результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров.