Уберизация звезд: интернет-стартапы хотят сделать рынок услуг блогеров прозрачнее 

Уберизация звезд: интернет-стартапы хотят сделать рынок услуг блогеров прозрачнее
Фото: Forbes.ru
Сегодня, 30 мая, на конференции «Yet another Conference» объявил, что теперь доступ к платформе «Яндекс. Дзен» будет открыт СМИ, блогерам и представителям брендов. Технологии машинного интеллекта подберут контент из всех подобных источников персонально для каждого пользователя, поставщики качественных статей (и контента в другом формате) разделят с «Яндексом» доходы. На развитие самых ярких авторов «Яндекс» потратит около $1 млн Подобный анонс во многом доказывает вектор эволюции рекламных форматов и персонализации контента — от статичных раздражающих баннеров и контекстной рекламы рынок переходит к «маркетингу влияния». В  уже появляются стартапы, которые хотят на этом заработать.
Примером компании, которая пытается монетизировать работу с блогерами, является GetBlogger Левона Оганесяна и Анны Шкириной. Сервис представляет собой своеобразный аналогом «Booking.com» для поиска и «бронирования» блогеров. Компании, которые хотят работать с блогерами, создают на платформе личный кабинет, где можно задавать критерии для поиска и изучать профили, предложенных сервисом блогеров. Отобрав подходящих блогеров, представитель бренда может сохранить их в папку «Избранное» и выслать им предложения о работе, чтобы затем в чате обсудить детали технического задания. Каковы перспективы такого типа сервисов в России?
К 2015 году Левон Оганесян — предприниматель, основавший в 2009 году сервис доставки еды из ресторанов Delivery Club и четыре года спустя продавший в нем свою долю — занимался несколькими новыми стартапами. Одному из них, интернет-«лаборатории» натуральной кастомизированной косметики, находившейся в Риге и ориентированной на покупателей в Западной Европе и , он помогал наладить продвижение продуктов через блогеров в YouTube и Instagram. Такая работа с аудиторией называется influencer marketing и предполагает публикации лидеров мнений в своих аккаунтах в социальных сетях, на блог-платформах. По данным американской компании Augure, 84% американских маркетологов рассчитывают включить такие инструменты в свою работу. Основатели латвийского проекта и Оганесян рассчитывали, что владельцы популярных аккаунтов будут рассказывать, как на сайте стартапа можно смешать ингредиенты, например, для тонизирующего крема для лица в зависимости от типа кожи и типичных для нее проблем, и заказать доставку. Предприниматели работали через агентства, которые должны были подбирать в США, , Германии, Франции блогеров с нужной целевой аудиторией, определять для них ключевые метрики по охвату кампании, брать на себя всю коммуникацию с ними. Создавалось ощущение, что агенты лоббируют тех блогеров, которых они контролировали, а предложенные цены казались сильно завышенными. За четыре месяца на бюьти-блогеров ушло несколько десятков тысяч евро, а конверсия в заказы в 90% случаев была близка к нулю. Правда, в единичных случаях, когда случайно удавалось попасть в цель, конверсия могла доходить до 25%, вспоминает Оганесян. «Мы перечисляли тысячи евро, а потом неделями бегали за блогерами и агентами, звонили, писали письма, — говорит предприниматель. — Когда все вроде бы согласовывали, блогеры делали совсем не то, что мы обсуждали, в итоге деньги и время были потрачены, а результат оказывался нулевым». Доля ботов, лайкнувших посты, достигала 99%. Что было делать, если для молодых проектов вроде рижского интернет-магазина косметики привычные рекламные возможности практически бесполезны? Оганесян решил, что раз он не единственный, кто сталкивается с проблемой непрозрачности на рынке услуг для блогеров, случай указывает ему на хорошую бизнес-идею. Сегодня на его платформе GetBlogger зарегистрировалось более 4500 блогеров и более 500 брендов.
Если Оганесян в истории с рижским стартапом впервые столкнулся с проблемой блогеров, то у другого основателя Delivery Club, Анны Шкириной опыт в этой сфере был более обширный. Она курировала проекты с фуд-блогерами, которые, например, тестировали вегетарианские бургеры или писали о приходе Delivery Club в тот или иной город. Шк