Бизнес представил предложения в программу развития до 2025 года
Как обеспечить темпы экономического роста выше мировых? Президент в своем Послании Федеральному Собранию поручил правительству с участием ведущих деловых объединений к маю разработать предметный план действий до 2025 года. Для подготовки документа в минэкономразвития было создано 10 рабочих групп по различным направлением, среди которых поддержка экспорта, налоговая политика и другие важные направления экономики. Программа социально-экономического развития страны должна позволить уже до 2020 года выйти на темпы экономического роста выше мировых. Ключевым фактором для ускорения темпов роста должно стать увеличение производительности труда. В конце мая в министерстве экономического развития РФ сообщили, что уже подготовлена первая версия плана роста российской экономики до 2025 года. Какие эскизы к картине с маслом сделали ведущие бизнес-объединения? В Торгово-промышленной палате сначала размахнулись и набросали 149 предложений по улучшению делового климата, потом список сократился до 25 самых принципиальных тезисов, согласовали их с коллегами из других бизнес-объединений, чтобы не повторяться, рассказал на пресс-конференции в РИА Новости президент ТПП Сергей Катырин. Эксперты предлагают пересмотреть фискальную нагрузку на бизнес, делая упор на том, что налоги должны иметь стимулирующее влияние на бизнес. На Ильинке также предлагают обратить внимание на кредитование малого бизнеса, пересмотреть вопросы, касающиеся контрольно-надзорных функций и т.д. В частности, член Высшего совета Российского союза налогоплательщиков Дмитрий Фадеев предлагает отказаться от льгот, которые неэффективны и малоинтересны бизнесу, и ввести прямую инвестиционную льготу по налогу на прибыль организаций. По его словам, сегодня на федеральном уровне принято около 100 льгот по налогу на прибыль, многие из которых на практике не работают. Налоговый Совет ТПП РФ предложил также ввести 14-дневный срок возврата НДС предприятиям-экспортерам, это должно поддержать несырьевой экспорт. Кроме того, необходимо дать право организациям, использующим УСН или единый сельхозналог, становиться плательщиками НДС - это заметно облегчит их взаимодействие с крупными предприятиями, уверен Дмитрий Фадеев. В то же время эксперты АКГ "Градиент Альфа" уверены, что бизнесу нужны не столько низкие налоги, сколько эффективные государственные институты, гарантирующие сохранность и защиту собственности, независимые суды, объективные правоохранительные органы. 19 миллиардов долларов составил объем прямых иностранных инвестиций в Россию в 2016 году (по данным ЦБ) Торгово-промышленная палата настаивает на 10-дневном сроке оплаты госконтрактов с субъектами малого бизнеса и социально ориентированными некоммерческими организациями (это сделает госконтракты более привлекательными для малого бизнеса, для которого значительные сроки оплаты, а следовательно, длительная "заморозка" вложенных средств неприемлемы; малому бизнесу для нормального функционирования нужен быстрый оборот средств). Так считает председатель Комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Игорь Скляр. Свой документ с предложениями, как увеличить темпы социально-экономического развития, подготовил и Столыпинский клуб во главе с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым. Программа называется "Стратегия роста". Она разбита на три этапа, для каждого рассчитаны конкретные KPI по пяти основным направлениям: диверсификация экономики, качество жизни населения, создание современной инфраструктуры, переход в шестой технологический уклад и интеграция в единое пространство Азия - Европа. Столыпинцы считают допустимой инфляцию в 7-8 процентов, дефицит бюджета в 5-6 процентов и соотношение госдолга к ВВП - 60 процентов. Борис Титов полагает, что это позволит перейти от умеренно жесткой денежно-кредитной политики к умеренно мягкой, которая открывает путь для экономического роста. Руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин, выступая еще на Гайдаровском форуме, предлагал начать масштабные реформы с изменения системы госуправления. Известно, что ЦСР разрабатывает программу стратегического развития России на период 2018-2024 гг. По мнению Кудрина, главными вызовами для России сегодня являются недостаток инвестиций, технологическое отставание, низкая производительность труда и плохое качество госуправления. Чтобы ответить на все эти вызовы, необходима единая государственная информационная система с интерфейсом прикладного программирования сервисов. С помощью этой платформы появится возможность интегрировать государственные данные, снизить издержки, увеличить прозрачность и скорость принятия решений. В минэкономразвития в числе приоритетов называется макроэкономическая стабильность и предсказуемость налоговых условий. Глава ведомства поддержал политику инфляционного таргетирования ЦБ и отметил, что за счет более высоких цен на нефть удастся частично сохранить резервный фонд. Бизнесу нужны не столько низкие налоги, сколько эффективные государственные институты Реализация плана социально-экономического развития страны должна обеспечивать предсказуемость экономических условий, прежде всего, для ведения бизнеса в России. "Как бизнес может вкладываться в долгосрочные инвестиционные проекты, если "правила игры" меняются на ходу?- недоумевает председатель совета директоров АКГ "Градиент Альфа" Павел Гагарин. - Бизнесу нужны, прежде всего, стабильность и предсказуемость. Сегодня законодательство и правоприменение одно, через два-три года - другое, лет через пять - совершенно третье, а что будет через десять - не знает никто. Законодательный зуд отдельных депутатов и чиновников настолько велик, что изначально неплохой законопроект в процессе его принятия меняется до неузнаваемости. Так изначально неплохие задумки оборачиваются новыми инвестиционными рисками. Уж лучше бы всё оставалось без изменений... Под статичные правила легче подстроиться, чем под динамичные". Даже если очередной стратегический план социально-экономического развития окажется не статичным, а живым, при реализации он может натолкнуться на человеческий фактор. Как правило, знаковые и наиболее масштабные инвестиционные проекты регулируются чиновниками в ручном режиме. И на практике при сопровождении долгосрочных проектов инвесторы зачастую жалуются на то, что с одним главой региона договариваешься об одних условиях, а через какое-то время ему на смену приходит новый руководитель, с которым приходится выстраивать отношения по-новому. И речь здесь идет даже не о коррумпированности чиновника. "Сегодня всё строго в правовом поле: инвестор получает предусмотренную законом господдержку и зеленый свет от губернатора, а завтра новые чиновники вставляют палки в колеса, причем тоже на совершенно законных основаниях, - рассказал Павел Гагарин. - Схожая картина на федеральном и муниципальном уровнях. В нынешней российской специфике все риски предусмотреть практически невозможно". Наиболее масштабные инвестпроекты регулируются чиновниками в ручном режиме Неудивительно, что некоторые компании откладывают свои инвестиционные проекты на "после выборов". Когда, по их словам, будут понятны новые налоговая, финансовая и политическая системы и будут определены новые люди, с которыми придется работать. В итоге вместо того, чтобы идти в реальный сектор, в Россию и надолго, деньги инвесторов вкладываются в краткосрочные валютные и фондовые спекуляции, а зачастую - в офшоры. Анонимные опросы о причинах их использования, которые "Градиент Альфа" регулярно проводит среди клиентов и партнеров, показывают, что на первом месте вовсе не налоговая оптимизация, а защита собственности. Предприниматели стремятся защитить бизнес от захвата и неправомерных претензий контрольно-надзорных органов. "Если государство хочет, чтобы бизнес был с ним честным и вкладывался в российскую экономику, то пусть начнет с себя, будет честным с бизнесом и вложится в него, - считает Павел Гагарин. - Скажет, какими конкретно будут давно назревшие реформы, без каких непопулярных мер при этом не обойтись, как именно изменится госрегулирование и главное - зафиксирует эти "правила игры" хотя бы на среднем инвестиционном горизонте. А позитивные изменения есть, ведь за последние пять лет в рейтинге Doing Business Россия поднялась на 80 позиций. Но вряд ли нас устраивает 40-е место во всемирном рейтинге ведения бизнеса. Хочется попасть в двадцатку.