Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Малый бизнес Малый бизнес -- основа экономик большинства стран мира. Однако в России доля предприятий этого сектора все еще серьезно отстает от показателей развитых государств. Экспертное сообщество разделилось на два лагеря: одни считают, что причиной тому -- плохие законы и слабая заинтересованность власти в развитии малых и средних предприятий, другие настаивают на том, что в стране просто не сформировалась культура предпринимательства. Денис Кожин По данным ФНС, в начале 2017 года всего в РФ было зарегистрировано 5,9 млн субъектов МСБ, наибольшая часть которых (3 млн) относилась к индивидуальным предпринимателям. Суммарная численность персонала, работающего по найму в компаниях МСБ и у индивидуальных предпринимателей, составляла 15,9 млн человек. С учетом самих индивидуальных предпринимателей всего в малом и среднем бизнесе было занято 18,9 млн человек, или 26,1% занятых в российской экономике. По данным Росстата, оборот субъектов МСБ -- юридических лиц по итогам 2016 года составил 45,1 трлн рублей (что эквивалентно 30,9% суммарного оборота организаций РФ). При этом последние доступные данные об обороте бизнесов ИП относятся к 2014 году (тогда их выручка вместе с налогами и иными обязательными платежами насчитывала 10,4 трлн рублей, а численность действовавших ИП составляла 2,4 млн человек). В реальности же многие эксперты настаивают на том, что доля МСБ в ВВП вряд ли превышает 20%. Для нормального функционирования экономики нужно удвоить эту долю, уверены все опрошенные BG эксперты. Типичные проблемы Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики страны. Он стимулирует конкуренцию, обеспечивает насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, создает дополнительные рабочие места. Однако в процессе осуществления хозяйственной деятельности субъекты малого предпринимательства сталкиваются с рядом проблем. Это недостаточная материально-техническая база, плохо развитая система финансовой поддержки. Сложная и неустойчивая экономическая ситуация в стране также отрицательно сказывается на развитии малого бизнеса. , генеральный директор юридической компании "АВТ Консалтинг", считает, что для увеличения доли малого бизнеса в ВВП, а также его привлечения в иные отрасли экономики необходим комплекс мер, направленных на повышение доступности и привлекательности малого бизнеса как способа осуществления хозяйственной деятельности. "В числе таких мер, например, можно назвать совершенствование законодательной базы, создание дополнительных мер правовой поддержки со стороны государства, установление дополнительных налоговых льгот", -- считает юрист. На сегодняшний день существует ряд законов, направленных на развитие и поддержку субъектов малого бизнеса. В их числе 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", 477-ФЗ от 29.12.2014 "О внесении изменений в статью 346.20 и главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и другие. В соответствии с последним индивидуальные предприниматели, которые открывают свое дело в производственной, социальной и научной сферах, могут быть освобождены от налогов на два налоговых периода. , руководитель управления анализа валютных рисков Dukascopy Bank SA, полагает, что пока более 70% экономики находится в прямой или косвенной собственности государства, малый бизнес развиваться не будет. "Субсидии как таковые сделали свое положительное дело для малых предпринимателей, однако их оказалось мало, да и сама процедура выделения этих субсидий вызывает вопросы", -- считает банкир. Формы поддержки Согласно ч. 1 ст. 16 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", есть девять основных форм поддержки субъектов малого предпринимательства. Это финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка. А также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую или сельскохозяйственную деятельность. Но механизмы реализации данных форм поддержки в достаточной степени на законодательном уровне не закреплены, полагает госпожа Тарасова. Многие вопросы регулируются на уровне субъектов и муниципальных образований, а возможность их реализации зависит от наличия достаточных средств соответствующего бюджета. В 2016 году были увеличены финансовые критерии для отнесения субъектов хозяйственной деятельности к числу предприятий малого и среднего бизнеса. Предельные значения дохода для микропредприятий установлены в размере 120 млн рублей; для малых предприятий -- 800 млн; для средних предприятий -- 2 млрд рублей (постановление от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"). Данная мера позволила расширить круг предприятий, имеющих право принимать участие в государственных и муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства. "Она свидетельствует о том, что вопрос поддержки малого бизнеса является актуальным, ему уделяется большое внимание на государственном уровне", -- уверена госпожа Тарасова. Торговый удел Предприятия малого бизнеса преимущественно сосредоточены в следующих сферах: оптовая и розничная торговля, операции с недвижимом имуществом, гостиницы и рестораны, сельское хозяйство, образование. , финансовый аналитик группы компаний "Финам", считает, что на текущий момент потенциально может существенно увеличить долю малого бизнеса только сфера услуг. "Сфера розничной торговли и так насыщена компаниями МСБ. К тому же из торговли их вытесняют крупные сетевые компании, которые заметно более эффективны и дают лучшую цену на прилавке", -- рассуждает аналитик. По его мнению, для эффективного стимулирования развития малого бизнеса необходима дальнейшая кропотливая работа над дебюрократизацией процесса получения земли, а также строительства. "Также, на мой взгляд, система госзакупок должна эволюционировать в сторону большей открытости для субъектов малого и среднего бизнеса. Скорее всего, правительством будут внесены предложения, направленные на законодательное ограничение минимального объема госзакупок, приходящихся на МСБ", -- считает господин Нигматуллин. , заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), говорит, что основным видом деятельности для малого и среднего бизнеса, а также для ИП остаются оптовая и розничная торговля. Доля оборота (выручки), приходящегося на этот вид деятельности, составляла в 2016 году для микропредприятий 56,4%, малых предприятий -- 57%, средних предприятий -- 40,8%. "Последние имеющиеся данные об обороте ИП (2014 год) свидетельствуют о том, что оптовая и розничная торговля формировала 84% оборота индивидуальных предпринимателей. Микро-, малые и средние предприятия в основном занимаются оптовой торговлей, а ИП -- розничной", -- говорит госпожа Кононова. Другими популярными видами деятельности в секторе МСБ являются операции с недвижимостью (посредническая деятельность), строительство (выполнение строительных работ), а также обрабатывающие производства (в особенности это характерно для среднего бизнеса). "В то же время многие виды услуг, которые потенциально могли быть развиты в секторе МСБ (услуги образования, здравоохранения, социальные услуги, а также отдельные виды деятельности в сельском хозяйстве и рыбоводстве) на данный момент слабо развиты. Например, на услуги образования приходится менее 0,1% оборота организаций, здравоохранение и социальные услуги -- 0,5-0,7% для разных секторов МСБ, на сельское хозяйство -- 1-2% оборота малых компаний и ИП. Развитие этих видов деятельности может стать приоритетной задачей развития малого и среднего бизнеса в России", -- говорит госпожа Кононова. Господин Абрамович указывает: "По большому счету, малый бизнес уже присутствует во всех сферах, где он теоретически может присутствовать. Другое дело -- он далеко не всегда самостоятелен. Скажем, в аграрном секторе в 2016 году произошло рекордное количество слияний и поглощений, так что хозяйство с площадью пахотных земель менее 100 га считается нежизнеспособным. То есть мы видим явное укрупнение малого бизнеса в сторону среднего. На средний бизнес действуют приблизительно те же налоговые ставки и законодательные требования, что и на малый, поэтому объединяться и работать вместе оказывается проще". Законодательные преобразования, которые ждет малый бизнес от правительства, остаются прежними: снижение налогового бремени, реальные органы контроля за работой исполнительной власти на местах и государственные вложения в транспортную инфраструктуру. "Для привлечения малого бизнеса в высокотехнологичные сектора или в производство, где традиционно его доля высока, но почему-то за последние три года перестала расти, нужно минимизировать в них присутствие государства", -- считает господин Абрамович. Основная часть работающих в секторе МСБ (включая наемный персонал и ИП) -- это работающие по найму на малых предприятиях и микропредприятиях. В начале 2017 года на этих предприятиях работало 60,9% занятых в малом и среднем бизнесе. При этом ИП и их наемный персонал по численности были вдвое меньше (на них приходилось 28,9% работающих в МСБ). Примечательно также то, что многие ИП работают без привлечения персонала (на 3 млн ИП приходится 2,4 млн наемных сотрудников), указывает госпожа Кононова. Ректор Международного банковского института профессор Мария Сигова при этом указывает на то, что наиболее перспективной сферой развития малого бизнеса в современном мире являются высокоточные и инновационные технологии. В США, странах Западной Европы именно малый бизнес генерирует большую часть инноваций. Но в России эта сфера малый бизнес практически не привлекает, сокрушается эксперт. Доля малых предприятий в сферах с более высокой добавленной стоимостью, таких как обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство, также остается низкой. Малоизученная сфера , директор по исследованиям и аналитике , рассуждает: "В настоящее время малый бизнес, на самом деле, относительно малоизученная сфера российской экономики. Изучить ее -- дело не столь простое, так как отношения между бизнесом и государством сегодня сложно назвать радужными, несмотря на все официально декларируемые усилия по его стимулированию. Дело традиционно для нашей страны лежит в сохраняющемся относительно низком доверии граждан и предпринимателей в частности к государственным институтам, преодолеть которое само по себе -- дело отнюдь не простое. Для государственных органов, как и для любого другого исследователя МСБ, трудность еще и в том, что относительно малый по объему бизнес в соответствии со своей базовой характеристикой распылен между довольно большим числом юридических лиц, что затрудняет сбор статистической информации при несовершенстве наших институтов. Это прослеживается на макроуровне: доля малого бизнеса в ВВП РФ недотягивает и до 20%, доля инвестиций в основной капитал и основных средств в целом в малом предпринимательстве РФ -- заметно менее 10% от общероссийских показателей. Малый бизнес представлен в РФ в основном микропредприятиями, и при этом общее число юридических лиц оставляет около 200 тыс., сократившись в ходе кризиса примерно на 70 тыс. в 2016 году (данные за первое полугодие) против 2015 года. Фактом является и то, что, согласно оценкам , каждый четвертый россиянин находит себе применение в теневой экономике. Какая часть деятельности малых предприятий в РФ в тени -- непросто определить". Согласно опросу Промсвязьбанка, наибольшие проблемы для малого бизнеса на сегодня представляют низкая доступность заемных средств (высокие ставки по кредитам, трудность их получения) и продолжающееся сокращение персонала. Это говорит о слабой общей экономической конъюнктуре: предприятия МСБ вынуждены и далее сокращать издержки. "Для того чтобы удвоить долю в ВВП малого бизнеса, нужно, очевидно, принять ряд мер, требующихся и экономике в целом. Важнейшее направление, о котором говорят много лет, -- это снятие чрезмерного пресса государственных институтов, с эффективностью которых, несмотря ни на что, наблюдаются серьезные проблемы. В этом убеждаешься, пообщавшись с предпринимателями, что называется, по душам. Как наверняка известно большинству россиян, проблемы, даже при их частичном решении на уровне законодательства, вполне могут возникнуть на уровне применения закона и на так называемом неформальном уровне. Таким образом, вопрос реального, а не декларативного раскрепощения частного бизнеса (что неизбежно приведет к быстрому росту малого предпринимательства, сегмента экономики, у которого, по нашему мнению, имеется очень высокий потенциал) лежит через совершенствование институтов. То есть тех государственных органов, которые принимают решения, важные для бизнеса, а главное, реализуют их на местах -- в регионах, городах и областях. Бизнес нуждается в возможности отстаивать свои права в споре с государственными органами на равных, паритетных началах и в искоренении монополизма, формального и неформального", -- резюмирует господин Кащеев. , экономист-международник, полагает, что небольшой бизнес станет основой российской экономики, когда он встроится во все отрасли -- от нефтедобычи до машиностроения. "Главное направление его развития -- это работа по контрактам на крупные компании. В "нефтянке" это сервис буровых установок, в автомобилестроении -- производство трудоемких компонентов, в любой отрасли -- закупки и контроль качества, производство и внедрение новых технологий. Иными словами, все сферы, где высока роль человеческого фактора, где важна гибкость и умение быстро переориентироваться. Тут малому предпринимательству и карты в руки, ведь чем крупнее компания, чем сложнее ее производство, тем жестче процедуры и медленнее процесс принятия любого решения", -- считает госпожа Котова. Она, как и господин Кащеев, считает, что главная задача государства в плане развития МСБ -- обеспечить правоприменение уже имеющихся законов, чтобы из сознания хотя бы следующего поколения предпринимателей ушли образы вымогательства чиновников и "разыгранных" уголовных дел. "Ни для кого не секрет, что 159-я статья УК стала зачастую механизмом отъема бизнеса", -- говорит госпожа Котова. Основатель и генеральный директор электронной торговой площадки для малого и среднего бизнеса Supl.biz Евгений Дьяченко также полагает, что в России функционируют все необходимые законы для развития малого бизнеса. Например, упрощенная система налогообложения, льготы. "Основная причина несущественной доли малого бизнеса в России -- не отсутствие законов, а менталитет россиян. Люди больше мечтают работать в крупной компании, чем открыть собственный малый бизнес -- кофейню, пекарню. Исторически сложилось, что в России, в течение долгого времени, в частности при советской власти, никакого частного бизнеса не было. Соответственно, у людей возникают страхи, они считают, что открыть бизнес -- очень сложно. При этом отсутствует опыт. Например, европейские малые компании -- это семейный бизнес, который ведется пять поколений подряд. Родители обучают детей управлять этим бизнесом. Даже если компания в какой-то момент потеряет востребованность и закроется, у людей будет понимание того, как открыть бизнес, как им управлять. У россиян такого опыта нет", -- поясняет эксперт.

Неделовой подход
Фото: Коммерсантъ в Санкт-ПетербургеКоммерсантъ в Санкт-Петербурге