Что ждет общественный транспорт Кургана в ближайшие годы?
В это трудно поверить, но 31 мая состоялось исключительно редкое в наших краях событие: власти, перевозчики и эксперты собрались за одним столом, чтобы обсудить состояние транспортной системы Кургана и перспективы развития общественного транспорта. Надо сказать, что сам факт подобных переговоров и то, что стороны постарались услышать друг друга — показателен. Проблемами общественного транспорта в городе комплексно уже давно никто не занимается, что намекает на необходимость перемен. Об этом твердят не только пассажиры и эксперты, но и сами перевозчики! Символично, не правда ли? Первое, к чему пришли собравшиеся, это понимание важности диалога между всеми сторонами процесса. В частности, представитель одного из перевозчиков заявил, что администрация города весьма формально подошла к проработке предстоящей реформы оплаты проезда (введение системы безналичного расчёта через отдельного оператора), поставив предпринимателей уже перед фактом. Недовольство вызвало то, что выбранный оператор транзакций будет забирать себе комиссию, подразумевая дополнительную финансовую нагрузку на перевозчиков. То есть никто не гарантирует, что стоимость проезда будет держаться в сколь-нибудь приемлемых рамках (администрация Кургана не выступает регулятором ценообразования в пассажирских перевозках), но потенциально этот вопрос можно было проработать, если бы администрация вовлекла транспортные предприятия заранее. Далее прозвучало пронзительное: «Никто не желает с нами общаться, начните с нами нормально работать«, — что характеризует отношение муниципальных властей не только к перевозчикам, но и ко всем вообще: чиновники остаются глухи и к населению, и зачастую — к бизнесу. Верную мысль высказал заведующий кафедрой автомобильного транспорта Курганского госуниверситета Валерий Васильев о том, что сформированная десятилетиями транспортная сеть остаётся неизменной. Это приводит к появлению диспропорции в доступности общественного транспорта: к одним социальным объектам добраться практически невозможно, притом, что другие перегружены маршрутами. Здесь он привёл хороший пример центра города, указав на «мёртвые зоны» в регулярной сетке кварталов. Разумеется, не обошли стороной тему повышения комфортности транспортных единиц, которая в Кургане пока продвигается со скрипом: новые низкопольные автобусы настолько редки и незначительны в общем количестве, что постепенно превращаются в городские легенды. Проблема в том, что данная тема имеет высокий риск скатывания в популизм: фокусируя внимание на самих автобусах, способах оплаты и экологичности, можно легко забыть про существование внешних факторов, влияющих на качество перевозок — мощное автомобильное лобби, неподготовленная инфраструктура, бесплатная парковка, конкурентная борьба за пассажиров т.д. С этим тоже нужно работать. Однако самая важная, на мой взгляд, мысль данной встречи высказал депутат городской думы Юрий Калинин: «Когда мы говорим, что 9 лет назад у нас пассажиропоток упал с 111 млн человек до 37 млн, это не населения стало меньше! Просто тогда была удобная схема и удобные автобусы, а сейчас перевозчики себе этого просто не могут позволить.« По сути был сделан акцент на необходимости понимания причинно-следственных связей кризиса общественного транспорта: люди чаще пользуются личным автомобилем, общественный транспорт теряет пассажиров, но почему люди начинают пользоваться автомобилем чаще и как вернуть пассажиров обратно? Вот об этом и нужно задумываться всегда, когда появляется задача планирования транспортной системы города, ведь люди пересаживаются на автомобили не просто так, а потому что общественный транспорт в один прекрасный момент начинает проигрывать личному по всем фронтам. Но такая ситуация не является тупиковой и шанс того, что хотя бы 20% автолюбителей исключат ежедневную поездку «дом-работа-дом» на личном транспорте в пользу общественного, после правильных реформ последнего, остаётся. Поэтому высказанное господином Калининым мнение, возможно, является сигналом к повороту в сторону более эффективной городской политики в будущем. Консенсус среди собравшихся был достигнут осознанием необходимости проведения качественного и профессионального анализа пассажиропотоков, а также эффективности маршрутной сети. По сути, сейчас многие решения принимаются бессистемно, а транспортные предприятия не в курсе — кого, для чего и почему они перевозят. Приоритетным фактором формирования маршрутной сети по-прежнему выступает её коммерческая эффективность, иногда — в ущерб рациональному распределению. Очевидно, два данных параметра необходимо вводить в тонкий взаимный баланс. Также высказано предложение — объединить перевозчиков в СРО, от лица которой решать все проблемные вопросы и вести диалог. Такую идею можно признать перспективной. Фото: zr.ru, Область 45