САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 июня. /ТАСС/. Государство должно регулировать бесконтрольную торговлю личными данными граждан, которая может иметь такие же последствия, как продажа земли американскими индейцами колонизаторам за стеклянные бусы, заявил помощник президента Игорь Щеголев. Щеголев выступил в ходе панельной сессии "Большие данные в цифровой экономике: товар или национальное достояние" на Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ), участники которой обсудили роль государственного регулирования в цифровой экономике. По мнению Щеголева, роль больших массивов данных очень часто недооценивается, чем пользуются корпорации, за бесценок получая доступ к личной жизни граждан, который позволяет им лучше продавать свои товары и сервисы. "Что будет с нами, с теми самыми белковыми существами, которых сначала не останется в промышленности, потом в сельском хозяйстве. Не окажутся ли потребители в роли тех индейцев, у которых забрали землю за стеклянные бусы, поскольку они не понимали, какова стоимость этой земли", - сказал Щеголев. Большие массивы данных о гражданах, собираемые корпорациями и государственными органами, по мнению экспертов, становятся "новой нефтью" цифровой экономики. Эксперты сейчас задаются вопросом, являются ли "большие данные" (big data) общественным достоянием, по аналогии с полезными ископаемыми. Помощник президента подчеркнул, что морально-этический аспект торговли big data представляется ему гораздо более важным, чем выгода от добавленной стоимости. Он заявил, что задача государства - сохранить тайну личной жизни, которая гарантирована Конституцией. "Чтобы потом, отдав за бисер, за бесплатные сервисы наши данные мы не оказались в резервациях, вокруг которых будут ездить роботы, сеять, жать, будут работать заводы, а нашим гражданам будут платить гарантированное социальное пособие", - отметил помощник президента. Он подчеркнул, что сами обладатели данных часто не понимают их ценности, и рассказал про случай, когда крупный российский банк передал бесплатно данные о своих клиентах торговой сети, которая использовала их для таргетированной рекламы. "Мы сейчас все живем в момент очень большой революции, и это не только и не столько технологическая революция, сколько революция нравственная", - сказал помощник президента.