«ЛокоТех» до 2019 года вложит в модернизацию заводов 1,37 млрд руб.

Напомним, «ЛокоТех» обеспечивает ремонт 15 тыс. локомотивов, или около 70% тягового парка РЖД, в рамках 40-летнего контакта. Производственную базу «ЛокоТех» составляют 10 заводов и более 90 сервисных локомотивных депо по всей России. Таким образом, сегодня «ЛокоТех» является крупнейшей компанией в Европе по объему ремонта и обслуживанию тягового подвижного состава. В то же время генеральный директор «ЛокоТех» Алексей Белинский заявляет, что цель предприятия – «стать лидером не только по количеству, но и по качеству оказываемых услуг, сопоставимым с уровнем сервиса GE и Siemens». Реализация этих планов во многом зависит от способности компании организовать модернизацию оборудования и инфраструктуры предприятий, которые достались от РЖД и физически и морально устарели. Компромиссов в вопросах повышения качества быть не может – на линию выходят машины нового поколения, и ремонтировать их на дедовском оборудовании проблематично. Более того, при передаче парка локомотивов на техобслуживание холдинг «РЖД» реализовал принцип контракта жизненного цикла (КЖЦ). Такой подход повышает ответственность производителя перед заказчиком за качество продукции и удешевляет ремонт: предоставляя пожизненную гарантию на локомотивы, машиностроители учитывают возможные проблемы техобслуживания машин на этапе проектирования и сами строят предприятия, которым передают права по сервису и ремонту продукции. В России контракты жизненного цикла пока не стали общепринятой практикой. Примеры в рельсовом транспорте носят штучный характер. В 2014 году подвижной состав на условиях КЖЦ приобрел Московский метрополитен: «Метровагонмаш» поставил 832 вагона метро с обязательством обеспечить их обслуживание в течение 30 лет. Стоимость техники при этом не увеличилась, а метрополитен оптимизировал до 20% расходов. Ранее ОАО «РЖД» приобрело у Siemens 16 поездов «Сапсан» по контракту жизненного цикла, рассчитанному на 30 лет. Модернизация производства – необходимое условие работы локомотиворемонтных предприятий по системе КЖЦ. Ведь уже сейчас в РЖД заявляют, что приобретать по такой схеме будут только новые модели машин, которые должны надежно работать и обеспечивать высокую эффективность. Реформирование локомотивного комплекса продолжается. Но результаты последних лет подтвердили правильность решения о выделении из состава РЖД и передаче функций по сервисному обслуживанию тягового парка на аутсорсинг. Как отмечает А. Белинский, «удельная производительность локомотивов по пробегу увеличилась на 15%, а затраты на их содержание в расчете на километр пробега снизились на 19%». При этом коэффициент технической готовности (отношение количества исправных и готовых к эксплуатации транспортных средств к их инвентарному числу) «ЛокоТеху» удалось увеличить больше, чем было запланировано – с 87%, установленных в договоре с заказчиком, до 89% процентов по итогам 2016 года. Теперь перед локомотивным комплексом стоит задача дальнейшей оптимизации эксплуатационных расходов. А полноценный переход на КЖЦ должен стать одним из направлений снижения издержек и роста эффективности.