Рослесхоз отмечает рост конкуренции за ресурсы после доступа МСБ к лесным угодьям

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 июня. /ТАСС/. Повышение доступности лесных угодий для малого и среднего бизнеса (МСБ) повысило конкуренцию за ресурсы и, как следствие, спровоцировало рост доходов регионов от заключения договоров купли-продажи, сообщил ТАСС глава Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) Иван Валентик в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). "С 2009 года МСБ выпал из легального лесопользования, была сделана ставка на аренду. Раньше МСБ работал в исключительных случаях, заготавливая древесину без предоставления лесного участка. Эту практику мы исправили, и с прошлого года бизнес начал работать в лесах по договорам купли-продажи лесных насаждений. Причем что интересного из этого вышло - конкурентоспособность в этом сегменте МСБ оказалась значительно выше, чем конкурентоспособность по крупным участкам среди арендаторов", - сказал он. Лес - в доходы В частности, если средняя ставка по договорам аренды лесных ресурсов составляет по стране 62 рубля за 1 куб. м то по договорам для малого и среднего бизнеса - 231 рубль. "В некоторых случаях ставки платы доходит до 1600-1700 рублей за 1 куб. м. Например, в Кировской области сейчас достаточно эффективно сейчас проводятся торги. То есть ряд регионов, в которых внимательно к этой теме отнеслись, правильно формируют участки. Поэтому конкуренция за ресурс большая", - подчеркнул глава Рослесхоза. По его словам, доходы бюджетов во втором полугодии 2016 года по этой системе составили свыше 1 млрд рублей, при этом большая их часть - доходы регионов. "Поэтому регионы, которые заинтересованы в получении максимальной экономической отдачи, безусловно, должны развивать это направление. Малый и средний бизнес при хорошо организованных прозрачных торгах приносит максимальные поступления в региональный бюджет. Они реально конкурируют за ресурсы", - отметил собеседник. Кроме того, по его словам, конкурентоспособность, а, соответственно, и доходы бюджетов растут при проведении электронных торгов, а не по 44-ФЗ. "Это (44-ФЗ - прим. ТАСС) позволяет очень часто, к сожалению, устранять конкуренцию еще на стадии до выхода на торги. Поэтому, как правило, выходит один участник, и это ведет к тому, что ресурс предоставляется по минимальной цене", - отметил Валентик. Вопрос цены Глава Рослесхоза также рассказал, что сейчас обсуждаются идея изменения подходов к ценообразованию на лесные ресурсы. "Эта тема сейчас начинает обсуждаться, мы собираем рабочие группы ученых, специалистов. Эта тема для бизнеса очень чувствительная, потому что бизнес в своих экономических моделях закладывал определенную ставку на ресурсы. Если сегодня вести речь о резком повышении ставок, безусловно, для бизнеса это станет непомерной нагрузкой. Хотя понятно, сегодня доля платежей за лесные ресурсы в структуре себестоимости у нас составляет от 2 до 4%, а по инвестиционным проектам - 1%, средняя мировая практика - это от 25 до 40%", - отметил он. Валентик добавил, что речь идет о том, чтобы ставка заработала как экономический инструмент. "Ставка должна быть максимальной для тех, кто занимается просто заготовкой "кругляка" и экспортом. Для тех, кто обеспечивает максимальную глубокую переработку, ставка может даже обнуляться, а в зависимости от конъюнктуры рынка она может иметь даже и отрицательное значение. То есть если рынок падает, то, соответственно, в этом случае государство должно субсидировать эти вопросы", - пояснил Валентик. "Кто обеспечивает максимальный передел в Российской федерации, тот практически ничего не платит. Это раз, - добавил он. - А, во-вторых, ему засчитывается стоимость инвестиций в лесовозные дороги, - вот и решение этого застоявшегося вопроса, который годами пытаются решить и не могут. Потому что привязаться не к чему. Нет экономического механизма". Он добавил, что сейчас Россия изучает мировой опыт, чтобы "действительно создать экономические условия, при которых наши платежи будут работать как такой серьезный экономический инструмент, стимулирующий именно глубокую переработку древесины". О форуме ПМЭФ проходит с 1 по 3 июня. Мероприятия форума объединены девизом "В поисках нового баланса в глобальной экономике". ТАСС выступает генеральным информационным партнером и официальным фотохост-агентством ПМЭФ. Кроме того, агентство является оператором презентационной зоны форума.