Русские торги в июне: эксперты ожидают подъема с лондонского дна

Июньские русские торги, которые в последние годы все крупнейшие западные аукционы перенесли в Лондон, — важнейший маркер состояния рынка отечественного искусства. По сравнению с пиковым 2007 годом с его заоблачными ценами на все русское, сегодняшний коллекционер и беднее, и разборчивее. Как следствие, объем рынка отечественного искусства за десять лет сократился почти в три раза — до $250-350 млн. Впрочем, эксперты уверены, что падение цен пошло на пользу: оздоровило рынок и открыло доступ для покупателей из других стран, раньше не имевших возможность конкурировать с русскими нефтедолларами. 5 июня, первым, стартует аукционный дом Christie’s, на следующий день торги проведет Sotheby’s и 7 июня завершат сессию русского искусства Bonhams и MacDougall's. И, если лондонские торги пройдут успешно, то можно будет с уверенностью говорить о том, что рынок русского искусства снова пошел в рост. Русское искусство покупают, но не в России По данным отчета ярмарки TEFAF, после нескольких лет, когда на арт-рынке наблюдалось снижение объемов продаж на несколько миллиардов и сокращение рынка инвестиций почти вдвое, по итогам прошлого года наметилось определенное оживление. Русские картины на лондонских торгах – в галерее Forbes В конце 2016 года объем мирового рынка искусства составил $45 млрд (плюс 1,7% по сравнению с 2015 годом), но главное, изменилась его структура. Большое число продавцов и покупателей сегодня не хотят афишировать сделки и отдают предпочтение частным продажам и он-лайн торгам, и, как следствие, объем сделок арт-дилеров превысил открытые продажи аукционов почти на треть (раньше рынок делился примерно поровну). Такая же тенденция наблюдается и на рынке русского искусства: снижается объем аукционных продаж и растет число частных сделок, при этом покупатели предпочитают осуществлять сделки за границей. Хотя, по данным ARTinvestment.ru, отечественные аукционы в прошлом году показали рост почти вдвое, (объем открытых продаж составил $7 млн, а в 2015-м — $4,6 млн). Российские дилеры в частных беседах сетуют, что бизнесмены и банкиры, создававшие большие арт-коллекции, после экономического кризиса и присоединения Крыма, почти перестали приобретать искусство на территории России. Петров-Водкин в Лондоне и спад интереса к современному искусству Екатерина Макдугалл, глава аукционного дома MacDougall's, который специализируется на русском искусстве и выставляет на предстоящие торги топовые полотна Коровина, Петрова-Водкина и Поленова, рассказала Forbes: «В марте мы открыли галерею русского искусства в центре Лондона, и сами не ожидали, насколько она окажется популярной, здесь русских очень много. Заходят, смотрят, покупают. Так что, если скажут, что русские перестали любить русское искусство — не верьте. Правда, многие теперь предпочитают покупать частным образом, вне аукциона, причем и местные жители, и московские. Так что от общего объема продаж аукцион составляет весьма небольшую часть». Основным источником торгов сегодня являются частные западные коллекции, из России течет лишь маленький ручеек. Егор Молчанов (галерея «Элизиум») подтвердил Forbes, что покупательская способность коллекционеров на внутреннем рынке значительно снизилась. «Этому способствует исчезновение коллекционеров из страны, в связи с активной эмиграцией последних трех лет, сокращение за 25 лет первичного рынка работ (того, что собиралось в советское время) и изменение курса доллара». По его словам, те покупатели, которые активно покупали до обвала цен, не хотят продавать свои вещи, так как цены в валюте упали минимум вдвое. «Русский рынок искусства всегда жил и продолжает жить в валюте, и вторичного рынка внутри страны сегодня почти нет», — уверен Молчанов. Что до современного русского искусства, то по нему кризис ударил сильнее всего, но, похоже, именно у этого сегмента есть шанс быстрее прочих оправиться от потрясений. Владелица галереи «21» Ксения Подойницына, основавшая аналитическую базу данных современного искусства InArt, пояснила Forbes, что цены на отечественных современных художников растут только у тех авторов, которые сейчас активно развиваются на Западе, например, на Антуфьева и Данберга. «С глобальным мировым процессом наш кризис сложно сравнивать, так как на развитых рынках работают отлаженные механизмы роста цен, и коллекционеры во время кризиса никуда не исчезли. Я убеждена, что пока в России наглядно не рассказать и не показать, как росла цена на того или иного автора и почему, люди не поверят в contemporary art. Но позитивные сигналы уже есть. Так, торги аукционного дома Vladey, которые состоялись 30 мая, важный индикатор состояния российского рынка современного искусства. Общая стоимость проданных лотов, включая комиссию покупателя, составила почти €1,22 млн, что более чем на 40% больше чем на весенних торгах прошлого года». Время покупать Позиция экспертов, как отечественных, так и иностранных в отношении русского искусства едина, — сейчас самое время покупать, аукционы сделали ставку на качественные вещи и адекватные эстимейты, и ниже цены уже вряд ли опустятся. Интерес покупателей, в том числе и иностранных, растет. Алексей Тизенгаузен, международный директор русского отдела аукционного дома Christie's, признался Forbes, что с нетерпением ждет торгов 5 июня, которые по традиции откроют русскую неделю в Лондоне. «Мы гордимся редкими театральными работами Льва Бакста с отличным провенансом (работы из собрания Ричарда Дж. Шварца). А написанный в начале 1930-х годов портрет мальчика кисти Григорьева впервые появится на рынке. Прикладное искусство представлено императорским и советским фарфором, а также старинным русским серебром из частных коллекций. Цены на произведения русского искусства сейчас привлекательны, как никогда. Для коллекционеров это прекрасное время, когда нужно покупать!» С ним согласна Дарья Черненко, директор отдела русского искусства Bonhams, чьим топ-лотом на предстоящих торгах станет монументальная «Охота на лису» Дмитрия Стеллецкого. Она пояснила Forbes, что «ещё рано говорить о возвращении к результатам 2013 года, когда состоялся наш самый успешный русский аукцион, но в данный момент мы наблюдаем восстановление интереса к русскому искусству. Также из-за того, что цены стали более привлекательными для покупателей, мы видим увеличение иностранных игроков, которые раньше не могли подступиться к русским вещам из-за раздутых цен». Аналитики уверены, что нынешний кризис русского искусства всего лишь проявление цикличности свободного арт-рынка: то же происходило с интересом к работам импрессионистов, когда был сильнейший спад в связи с кризисом на рынке недвижимости Японии 1986 года (японцы в то время были основными покупателями импрессионистов), похожее переживал и рынок старых мастеров. Многие произведения искусства, которые сегодня, попадают на рынок, стоят дешевле своей реальной рыночной цены. Возврат к ценам десятилетней давности Генеральный директор «Сотбис Россия» Ирина Cтепанова пояснила Forbes: «Сейчас мы наблюдаем оздоровление рынка, авангард, как и прежде, пользуется большим спросом, потому что интересен не только русским, топовые вещи XIX века тоже хорошо продаются, Плохо уходят те вещи, которые продаются вынужденно, и владельцы не имеют возможности выбирать правильное время». Представитель Sotheby’s (на чьих аукционах покупатели из России за 10 лет потратили $2,8, из них $850 млн пришлись на русские торги) прогнозирует возврат цен на русское искусство к цифрам 2007 года, но обещает, что процесс этот будет медленным. С ней согласны и игроки внутреннего арт-рынка. «Как только экономическая ситуация в стране стабилизируется, цены, безусловно, снова пойдут вверх. Если посмотреть на западный рынок, то там мы наблюдаем стремительный рост цен во всех направлениях в условиях дефицита работ», — уверен Молчанов. И, если прогнозы сбудутся, то купив искусство сейчас, можно в 2027 году продать его втридорога. Правда, для того, чтобы заработать на русском искусстве, нужно будет ждать минимум 7-10 лет.