Байсултанов: без модернизации портов РФ не встроится в международный транспортный поток

Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2017) собрал несколько тысяч участников со всего мира, в числе которых представители федеральной и региональной власти, крупных госкорпораций и мелкого бизнеса, экспертное сообщество. В форуме также принимают участие представители министерства, курирующего развитие Северо-Кавказского федерального округа. О том, будут ли перенесены сроки реализации проекта инновационного медицинского кластера в Кавказских Минеральных Водах, почему необходимо как можно скорее модернизировать инфраструктуру портов Каспия,и когда Махачкала, Дербент и другие приморские города могут быть связаны круизным сообщением в бассейне Каспийского моря интервью ТАСС рассказал первый заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа, председатель совета директоров АО "Корпорация развития Северного Кавказа" Одес Байсултанов. - На какой стадии реализация проекта медицинского кластера сегодня? Изменились ли, в связи с переносом земельного участка, на котором планируется построить якорную клинику, сроки реализации проекта? - Серьезных переносов сроков реализации проекта не предусмотрено. Единственное изменение касается того, что нам пришлось, в связи с общей экономической ситуацией, оптимизировать лимиты средств на каждый год. Было принято решение о переносе сроков на год-полтора, что не столь значительно для такого масштабного проекта. Мы планировали в 2020 году завершить строительство первой очереди якорной клиники, сейчас речь идет о конце 2021 – начале 2022 года. Стоит пояснить, что изначально мы планировали якорную клинику и университет построить в Минераловодском районе Ставропольского края, но пришлось искать другой участок по целому ряду причин. В первую очередь потому, что на месте будущей клиники были обнаружены исторические курганы. В поисках вариантов по месту переноса участка в пределах региона Кавказских Минеральных вод, межведомственная рабочая группа отсмотрела, в общей сложности, еще 12 участков на Ставрополье, два – в Кабардино-Балкарии, и один участок на территории Малокарачаевского района Карачаево-Черкесии. Именно на неми остановила свой выбор рабочая группа. - Когда планируется начать разработку проектно-сметной документации для работы на этом участке? - Мы сейчас заканчиваем работы, связанные с геологической проверкой на месте, - они заняли пару месяцев. В скором времени в наших планах выйти на конкурс по выбору подрядчика, который и будет разрабатывать проектно-сметную документацию, ну а далее уже приступить к реализации самого проекта. Работа с инвесторами ведется предварительно уже сейчас. Напомню, что мы в Сочи подписали соглашение с ООО "Да Винчи Капитал" о создании совместного инвестиционного фонда. Компания обязалась привлечь в регионы СКФО не менее 1,5 млрд инвестиций, в том числе и международных. Продолжаем работу с еще несколькими иностраннымиинвестиционными фондами, взаимодействие с ними также возможно. Могу с уверенностью сказать, что частная инвестиционная составляющая, помимо федеральных средств,уже формируется, есть конкретные инвесторы, которые заинтересованы в проекте и готовы в него войти. Например, на площадке форума мы встретились с представителями Бахрейна – их приглашала чеченская сторона, - и они тоже заинтересовались возможностью участия в проекте медкластера, потому что такого проекта,объединяющего: университет, клинику и реабилитационные центры в каждом регионе – в России никогда ещё не было. Именно поэтому ежегодно десятки тысяч россиян выезжают за границу, чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь. По итогам прошлого года только из СКФО за пределы региона для лечения и реабилитации выехали порядка 24 тыс. человек. После начала работы инновационного медкластера в КМВ станет возможным не только оказать помощь этим людям, но и привлечь тысячи людей из-за границы к нам. - Вы упомянули фонд "Да Винчи", а какие компании еще выражают готовность прийти в проект? - Это и отечественные компании, и итальянские, есть австрийцы и немцы. Но все пока на стадии предварительных переговоров, потому что невозможно договариваться о конкретном участии без готовой и утвержденной проектно-сметной документации. - Когда же ПСД будет готова? - Мы уже рассмотрели опыт ведущих в сфере здравоохранения и медицинского туризма стран, естественно, планируем максимально его использовать. Кроме того, планируется привлечь и российские новейшие разработки в сфере здравоохранения. То есть мы пойдем по пути частичного использования интеллектуальной собственности одного из зарубежный медицинских кластеров, с привлечением отечественных разработок. Работа не будет начата с нуля, что даст возможность сократить время на разработку ПСД. Поэтому я думаю, что к концу первого квартала 2018 года проектно-сметная документация будет принята, чтобы в следующем году мы приступили уже в реальной реализации проекта. - Помимо медицинского кластера в госпрограмму "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года также включены проекты реального сектора экономики регионов. Как Вы оцениваете их реализацию? Насколько успешно они претворяются в жизнь? - Проекты регионов, которые по итогам публичного отбора в конце прошлого года на бизнес-конференции "Инвестируй в Кавказ" включены в госпрограмму, я могу оценивать только положительно. Более того, уверен, что они будут доведены до конца. Мы сознательно при реализации этих проектов используем новую концепцию, согласно которой на каждый рубль бюджетных средств будет приходиться два рубля средств инвесторов. - Эта "формула" не использовалась в предыдущие годы? - В предыдущие годы чаще всего внебюджетные источники в программу вписывались, но на деле привлечь их не всегда удавалось. Сейчас федеральные средства в этих проектах составляют 40%, еще 1% средств предоставляют регионы, 59% от стоимости проекта – деньги инвесторов. Признаю, инвестор с некоторой опаской идет к нам, потому что не всем понятно, зачем вкладывать свои 59%, а потом еще работать под жестким контролем государства. Но мы объясняем, что мы вместе с инвесторами 41% вкладываем и готовы выйти из проекта, когда производство, что называется, встанет на ноги. - В 2018 году какая сумма будет выделена на каждый регион для поддержки новых проектов, включенных в госпрограмму? - До 2019 года включительно у нас предусмотрено ежегодное выделение 500 млн рублей на каждый регион – 3,5 млрд рублей на округ. Но сейчас главное – не объем средств как можно больше освоить, а эффективность вложений. И мы к этому идем, уже можем показать, что проекты у нас жизнеспособны, они начали реализовываться, инвесторы начинают вкладываться и работать. - Сейчас в регионах начинается отбор проектов. Когда мы узнаем, какие проекты войдут в госпрограмму в 2018 году? - Только в конце этого года, потому что отбор идет в несколько этапов. Сначала любой желающий может представить проект, его рассмотрят на региональном уровне. Потом уже регионы представляют свои списки направляют в Минкавказ. Так, в прошлом году перед началом министерского отбора нам представили 126 проектов, и уже на площадке министерства, с участием субъектов и инициаторов проектов мы, совместно с институтами развития, провели два этапа, где очень жестко отсекались те проекты, которые не соответствовали требованиям. В финал, к презентации и обсуждению на открытой площадке в Пятигорске, вышли в итоге менее трех десятков проектов. Этот новый инструмент, который мы использовали впервые в стране, я считаю, мы применили неплохо. Из семи регионов только двум мы не смогли перевести средства в полном объеме, потому что они не были готовы в полном объеме – неосвоенными остались 400 млн из 3,5 млрд рублей. Но я уверен, что это в большей степени плюс, а не минус – мы не вложились в ненадежные проекты, только для того, чтобы освоить все средства, а ориентировались на эффективность и результат: повышение доходности бюджетов и создание новых рабочих мест. - На какой стадии сейчас работа над стратегией развития портов Каспия? - Мы внесли концепцию в правительство, есть замечания по всем направлениям, но основа – согласована всеми федеральными ведомствами. Сейчас идет исключительно техническая доработка с тем, чтобы повысить эффективность работы портов Астрахань и Оля, и как можно скорее приступить к строительству нового глубоководного порта близ Каспийска. А Каспийскому морю необходим именно глубоководный порт, так как морской порт в Махачкале имеет глубину канала, по которому можно зайти в порт, шесть метров, ширину – 180 метров. Следовательно, пропустить он может судно не тяжелее 7 тыс. тонн, а это нерентабельно для больших судов, которые не могут войти в порт. Сейчас их сначала разгружают на судна меньшей тоннажности, а после грузы перегружают в порту еще раз – это лишние затраты. Соответственно, нужен порт с каналом глубиной не менее 10 метров, чтобы принимать суда с грузами от 15 до 25 тыс. тонн. Сегодня, что важно отметить, все страны Каспийского бассейна уже сильно модернизировали свои портовые зоны. Если мы не приступим к развитию имеющихся портов и созданию нового сейчас, то через 5 – 10 лет мы не сможем догнать зарубежных коллег, а если и догоним – уже не сможем включиться в сформированную систему грузопотоков. - Строительство нового порта планируется провести на средства частных инвесторов? - Инфраструктура портов во всем мире – задача государства. Все остальное – это частные инвестиции. Но на данном этапе хотя бы минимальную инфраструктуру портов государство должно модернизировать – по-другому никак. - А конкретные компании, которые могли бы реализовать этот проект, есть уже? - Первичных предложений очень много. - Это иностранные инвесторы? - И иностранные, и российские. Но порт – это стратегический объект, в отличие от медкластера, это и обороноспособность страны, и интеграция России в международном сотрудничестве в части Каспийского кластера. Нужно понимать, что, конечно, привлекать иностранных инвесторов необходимо, но наши российские инвесторы должны проявлять большую активность и им должно отдаваться предпочтение в этом проекте. Для их привлечения нужно правильно презентовать, что мы хотим сделать, сколько будет выделено бюджетных средств и какой объем частных инвестиций необходим. Но сначала нужно защитить концепцию в правительстве, чем мы сейчас и занимаемся. - Когда планируется получить одобрение правительства по этой концепции? - Думаю, в ближайшие месяц-два. - Изменится ли статус порта в Махачкале, согласно этой концепции? - Порт продолжит свою работу, но международный статус получит новый порт, на который будут переключены все грузоперевозки. Через Махачкалу планируется пустить пассажирский поток, в основном – внутренний. - Как Вы оцениваете реализацию проекта благоустройства набережной Дербента? - Набережной в Дербенте никогда не было – теперь она есть, 7 июня пройдет ее торжественное открытие. Это красивый подарок городу, который давно его заслужил. Набережная благоустроена таким образом, что не нарушает целостности и самобытности города, а действительно украшает его. Думаю, новая набережная порадует не только жителей города, но и привлечет туристов. Мы сейчас работаем с Министерством транспорта, с Ростуризмом и другими ведомствами над концепцией развития круизного туризма и занимаемся проработкой маршрутов. Вопрос непростой, необходимы причалы, судна, нужно найти компании-перевозчики. Но круизный маршрут на Каспии будет – он должен быть, потому что нам есть, что показать и чем удивить даже самого избалованного туриста. О форуме Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) - наиболее значимая ежегодная экономическая конференция в РФ. С 1997 года на площадке ПМЭФ лидеры государств, министры, руководители российских и иностранных компаний встречаются для обсуждения экономических вопросов, стоящих перед Россией и рынками развивающихся стран. С 2005 года в работе форума участвует президент РФ. Эту площадку используют для заключения важнейших контрактов. Например, на ПМЭФ-2016 было подписано более 330 соглашений на 1 трлн рублей. Участие в форуме тогда приняли 12 тысяч человек из 130 стран мира. В этом году ПМЭФ проходит с 1 по 3 июня. Мероприятия форума будут объединены девизом "В поисках нового баланса в глобальной экономике". ТАСС выступает генеральным информационным партнером и официальным фотохост-агентством ПМЭФ. Кроме того, агентство является оператором презентационной зоны форума. Беседовала Галина Полоскова