Водители-иностранцы уже не могут работать, не имея прав российского образца. Рынок пассажирских перевозок перестраивается
5 июня начался прием заявок на получение таксистами субсидий от города. Они предназначены для легальных перевозчиков, которые не пускают за руль мигрантов без российских прав. Москвичи любят такси. Вызывают машину, когда едут в театр, ресторан, на работу. С таксистом ведь как с парикмахером — можно и «за жизнь поговорить». Правда, некоторые водители русский язык понимают с трудом. На мигрантов клиенты жалуются чаще: на качество работы, знание города. Просьба выходца из Средней Азии проговорить адрес в навигатор уже давно стала нормой. Что с них требовать: зарплаты у мигрантов ниже, чем у русских, и гости Белокаменной включают смекалку. Распределение заказов у агрегаторов устроено просто: система отправляет на вызов ближайшую машину. Однако таксисты обманывают программу: один человек перехватывает заказы через приложение, подделывающее GPS-данные, и раздает их как диспетчер. В итоге к клиенту приезжает машина с другими номерами, водитель поднимает цену на фальшивом таксометре. В конце поездки неожиданную сумму объясняют тем, что в приложении пишут лишь примерную стоимость. Поучительная история недавно произошла с коллегой москвички Лины Рязанцевой. «Первым делом водитель говорит, что в такси работают камеры. Довозит до места и «пробивает» чек с нереальной суммой поездки в 25 минут. Пассажир, предупрежденный, что все будет по чеку, уверен: его не обманывают. И платит 8753 рубля за поездку», — пишет девушка в социальной сети «Фейсбук». С такими дельцами борются городские власти. Сначала обязали такси отправлять им данные о перемещениях всех машин. А с 1 июня вступил в силу запрет на работу для водителей-мигрантов, не имеющих российских прав. Но сфера такси тем и специфична, что люди, чью деятельность пытаются отрегулировать, быстро приспосабливаются. Запрет на работу в городах России по международным правам был введен еще в 2014 году с отсрочкой и с тех пор несколько раз переносился. — Я был против отсрочки закона, — говорит председатель правления Гильдии автошкол России Сергей Лобарев. — 32 процента аварий в стране происходит с участием иностранцев. Для мигрантов мы подготовили бесплатные центры консультаций, чтобы они могли сдать экзамены. У них оказалась недостаточная подготовка. В прошлом году Центральная автошкола Москвы провела тестирование иностранцев на знание ПДД: из 32 человек не сдал ни один, а семерым понадобился переводчик. По мнению председателя Комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок, председателя Совета директоров компании «Формула такси» Богдана Коношенко, закон правильный: международная практика, когда иностранец получает национальные права государства, в котором работает, сложилась давно. — Правда, у такси была уверенность: можно не спешить переучивать водителей на новые права — закон еще раз перенесут. Поэтому рынок оказался не готов, — рассказал «ВМ» Коношенко. — С 1 июня 20 процентов водителей перестали работать. Выросло время подачи машины. Из-за нехватки шоферов увеличился спрос, агрегаторы подняли коэффициенты — такси стало дороже. Пострадали и компании: устранение 10 процентов парка привело к нулевой рентабельности и убыткам. МИГРАНТАМ ОБЕЩАЮТ ЛЬГОТЫ НА ОБУЧЕНИЕ ВОЖДЕНИЮ По словам Коношенко, власти не учли еще одну проблему: водители-иностранцы никуда не денутся, огромные достижения на московском рынке такси по борьбе с нелегальным извозом могут быть обесценены. Шоферы могут уйти в серый бизнес и начать работать неофициально. — Принятие закона стоило бы перенести на год еще и потому, что инфраструктура для экзаменаторов не готова к наплыву мигрантов, — уверен Коношенко. — И не стоит в один ряд ставить белорусов, молдован, казахов — эти люди спокойно работали на тех же основаниях, что и русские, — говорит Коношенко. — Для них должны быть введены упрощенные процедуры получения прав. Это мнение не разделяет заместитель председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков. По его словам, перевозчикам дали ясно понять, что отсрочки закона, возможно, не будет. — У них было три месяца, чтобы переучить водителей, но они никак не отреагировали на предупреждение. Было понятно, что перед чемпионатом мира по футболу никто рисковать не будет — закон примут, — подчеркнул Попков. — Уже вчера «подъехали» первые штрафы — 50 тысяч рублей. На фоне закона, лишившего некоторых таксистов заработка, появилась мошенническая фирма: она предлагает шоферам-мигрантам арендовать машины — тогда им якобы не придется платить штрафы за иностранные права. — Мы вовремя засекли дельца, данные о нем переданы в МВД, — говорит Попков. — О таких компаниях нас информируют сами таксисты. Мы хотим разоблачить черные и серые схемы, сковырнуть криминал. Это копилось и копилось, наконец-то есть хороший момент вылечить организм. ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ И КОММЕРЧЕСКИЕ АВТО Некоторые компании-перевозчики заявляют, что перебоев в их работе не будет: водителей-иностранцев в отрасли работает немного, большинство уже имеют российские права. Новые правила, например, не отразятся на работе Мосгортранса. В пресс-службе основного городского перевозчика это объясняют тем, что сегодня наблюдается приток водителей из Москвы, Московской области и других российских регионов. — Так, половину водителей компании составляют москвичи, еще около 40 процентов — представители субъектов РФ, — пояснили в пресс-службе Мосгортранса. — Доля водителей-иностранцев за последние три года упала более чем вдвое, с 23 процентов до 10 процентов. На предприятии работают 1,7 тысячи иностранцев, свыше 80 процентов из них уже получили водительские удостоверения российского образца. Всего в Мосгортрансе трудятся более 16 тысяч водителей общественного транспорта. КАК ПОЛУЧИТЬ ПРАВА Обучение вождению сегодня не самое дешевое удовольствие, оно стоит порядка 40 тысяч рублей. — Мы знаем, что сейчас мигранты побежали в диаспоры, а те — в правоохранительные органы, в надежде купить права. Но у них это не выйдет, — поясняет Попков. — В ГИБДД сделают запрос на родину — есть ли у иностранца настоящие права. Через полгода придет ответ, если он положительный, то мигрант может сдать на права экстерном. Без подготовки в школе только один процент кандидатов проходит экзамен. Гильдия автошкол России по просьбе профсоюза «Таксист» предлагает мигрантам пройти двухмесячное обучение на льготных условиях. После курсов они получат сертификат и знания, которые помогут сдать экзамен с первого раза. СУБСИДИИ ЛЕГАЛЬНЫМ ТАКСИ За последние пять лет московским таксомоторным компаниям выплатили субсидии на 286 миллионов рублей. С 5 июня легальные извозчики снова могут подать заявку на выплаты. На субсидии могут претендовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Для получения выплат перевозчики должны соответствовать следующим критериям: стоимость автомобиля, приобретенного по договору лизинга или в кредит, не превышает полутора миллионов рублей, его экологический класс — не ниже третьего, а с момента выпуска машины должно пройти не более пяти лет. У перевозчика также должна отсутствовать задолженность по кредитам, кроме того, должны быть оплачены налоги, штрафы и другие обязательные сборы. Активно готовится подать заявку на получение субсидии столичная таксомоторная компания «Командир.Такси» — Город помогает нам нести бремя лизинговых платежей, мы это, конечно, полностью поддерживаем, — говорит финансовый директор компании Роман Кондрашенко. — Мы ведем свою деятельность абсолютно легально, поэтому нам не составляет никакого труда собрать все нужные документы. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Максим Ликсутов, заммэра, глава Департамента транспорта и развития дорожнотранспортной инфраструктуры Москвы: — К услугам москвичей 66 тысяч официальных такси — это больше, чем во многих городах мира. Около 80 процентов автомобилей приобретается с помощью лизинга или с привлечением кредитов. С 2011 года правительство Москвы выделило более 280 миллионов рублей в качестве субсидий. Столичные власти поддерживают добросовестных перевозчиков, работающих легально. Такие субсидии есть только в столице, и мы продолжим эту практику.