Как увеличить стоимость компании за счет интеллектуальной собственности

Российский бизнес так и не научился эффективно управлять интеллектуальной собственностью и особенно увеличивать стоимость своих активов за счет этого инструмента. И вот почему: Если бизнес процветает, собственники полагают, что так будет всегда. Мало кто задумывается о защите интеллектуальной собственности от нерадивых сотрудников, которых могут переманить конкуренты. Если владелец бизнеса задумывается, то возникает другой вопрос «жадности» — стоит ли капитализировать интеллектуальную собственность, тем самым увеличивать налогооблагаемую базу в отчетном периоде. Как следствие рост суммы уплаты налога на прибыль. Возникает резонный вопрос: зачем вообще защищать свою интеллектуальную собственность, если это хлопотное дело? Если коротко, то скупой платит дважды. Именно в такой ситуации оказалась одна из дочек компании РУСАЛ, у которой вдова изобретателя пытается отсудить права на интеллектуальную собственность. Потери алюминиевого гиганта в случае проигрыша будут весьма существенными. Причина — неоформленные вовремя права на объект интеллектуальной собственности. Зачем бизнесу управлять интеллектуальной собственностью? 1. Защитить инвестиции Можно захватить материальные активы, и все уже знают, как защищаться, а вот с нематериальными активами сложнее. Ноу-хау, клиентские базы, методы работы и многое другое можно потерять, если ключевые сотрудники уйдут к конкурентам. Что может произойти и к чему надо быть готовым? Потеря контроля над технологией при уходе технолога к конкурентам. Потеря исключительного права компании на технологические решения, изначально права принадлежат сотрудникам-разработчикам. Предъявление авторами к компании несоизмеримого авторского вознаграждения (см. ситуацию с РУСАЛ). Низкая доказательная база в суде из-за отсутствия правовой охраны и финансовой оценки технологий. Решение: вовремя и правильно оформить права на интеллектуальную собственность, сделать нематериальные активы — имуществом, которое как всякое имущество охраняется законом. 2. Привлечь внешнее финансирование Какие возможности появляются при капитализации нематериальных активов (НМА)? Улучшение кредитного рейтинга. Затраты на НМА не будут сразу списаны компанией в отчетном периоде, когда они понесены, что обычно происходит на практике, а будут поставлены на баланс компании и амортизироваться в долгосрочном периоде, исходя из своего срока использования. Финансовый результат компании в отчетном периоде будет значительно привлекательнее, следовательно, такие показатели, как EBITDA и чистая прибыль будут значительно выше. Капитализация НМА дает много плюсов, так как увеличиваются активы и показатель EBITDA, уменьшаются расходы, демонстрируется устойчивое развитие и рост. Для привлечения дополнительных инвестиций и получения кредитов — это один из способов улучшить финансовые показатели, особенно для IT-компаний. Если у промышленно-сырьевого сектора существенную долю долгосрочных активов составляют основные средства, то в IT капитализация НМА — это главный инструмент наращивания активов и отражения реальной стоимости бизнеса. Из минусов хотелось отметить только увеличение налога на прибыль. Снижение ставок по кредитам. Для начала нужно понимать из чего складывается процентная ставка по кредиту: ставка фондирования банка + плата за риск + доход банка. Каждую из составляющей итоговой процентной ставки по кредиту можно уменьшить, приведу пример как. Ставка фондирования банка уменьшается за счёт: Размера банка (государственный или частный банк) и доступа к финансовым ресурсам; Государственных программ поддержки. Плата за риск уменьшается за счёт: Обеспечения кредита (залога) и поручительства собственников; Улучшения кредитного рейтинга заемщика за счет капитализации НМА; Положительной кредитной истории; Информационной открытости, создания правильного позитивного новостного фона; Гарантий от Корпорация МСП, Региональных гарантийных организаций. Доход банка уменьшается за счёт: Использования всех максимально возможных продуктов банка «больше продуктов = максимально низкая % ставка»; Конкуренции: обратиться в 2-3 банка; Регулярного официального и неофициального общения с банками; Улучшения кредитного рейтинга заемщика за счет капитализации НМА. Стоит отметить, что за счет улучшения кредитного рейтинга можно: Максимально сократить составляющую итоговой процентной ставки «доход банка»; Убрать «плату за риск», по причине хорошего финансового состояния компании; Войти в беззалоговое кредитование. Увеличение лимитов заемщика. Максимальный кредитный лимит организации равен: среднемесячной выручке компании за последние 12 месяцев умноженной на три или показатель EBITDA умноженный на пять. Финансирование бизнеса без залога. В России за год подано чуть больше 40 тыс заявок по оформлению патентных прав на изобретения, в Китае больше 1 миллиона. В Поднебесной получить кредит субъектам малого и среднего предпринимательства без залога объектов интеллектуальной собственности сложно. Российские банки пока не выдают кредиты под залог интеллектуальной собственности в принципе, предпочитая твердый залог в виде недвижимости и другого имущества. Чтобы окончательно не отстать от конкурентов, в России необходимо популяризировать и стимулировать реализацию этой практики на рынке банковского кредитования. Очевидно, что у новых, потенциально успешных инновационных стартап-проектов кроме интеллектуальной собственности ничего нет, и получается с таким залогом банковское кредитование для них закрыто. Банки теряют прибыль. Стартап-проекты уходят в фонды, теряют долю в бизнесе или ищут деньги за рубежом и тогда потери несёт вся отечественная экономика. Управляя интеллектуальной собственностью можно не только получить необходимую сумму кредита, но и обеспечить компании нужный кредитный рейтинг. Это позволит обойтись без залогового обеспечения при оформлении кредита, что особенно важно в текущих условиях, когда у большинства компаний все имущество заложено, а привлечь новые кредиты без залогов невозможно. Стоит отметить, что даже наличие твердого залога не может гарантировать получение необходимых средств, так как банки ужесточили требования по оценке объектов недвижимости и применяют значительный дисконт. Поэтому, если перед компанией стоят задачи развития, то работа с интеллектуальной собственностью просто необходима. 3. Не опоздать на праздник Любой бизнес имеет свою цену и нередко основатель создаёт компанию для ее дальнейшей продажи. Вполне логично, что продать вы захотите дорого. Что вы сможете получить в результате правильной капитализации интеллектуальной собственности? Улучшить инвестиционные показатели (нивелировать убыток и получить прибыль). Увеличить EBITDA, обосновать высокую стоимость компании перед покупателем, особенно если сделка заключается с зарубежными компаниями. В результате ваших действий появляется реальная возможность продать бизнес на 30-40% дороже. По-моему, игра стоит свеч. Сколько стоит компания Если брать зарубежные рынки, то стоимость международных компаний в среднем на 43% сформированы из нематериальных активов. Конечно, есть примеры, когда доля таких активов доходит до 80-90%. Например: Google, Apple, Microsoft и многие другие. В России, даже в инновационных и высокотехнологичных компаниях доля нематериальных активов не превышает 5% от общей суммы активов баланса. Показателен пример, у банкротящейся авиакомпании «Трансаэро» выявлено имущество балансовой стоимостью 65,279 млрд рублей. Большая часть этого имущества — нематериальные активы. В частности, бренд компании все еще стоит почти 51 млрд рублей, что дороже всех брендов группы «Аэрофлот». На 31 декабря 2016 года товарный знак «Трансаэро» стоил 50,75 млрд рублей, еще 3,35 млрд рублей — товарный знак «электронный билет» (стилизованное изображение буквы «е»), 4,6 млрд рублей — бренд I-Transaero, 2,5 млрд рублей — товарный знак «I-Трансаэро» («Империал»). В 1,1 млрд рублей «Трансаэро» оценивала права на сайт transaero.kz и аранжировку песен для «Небесного экипажа». Для сравнения: нематериальные активы всей группы «Аэрофлот» оценивались на конец 2016 года в 1,8 млрд рублей, говорится в отчете по МСФО. Как начать эффективно использовать результаты интеллектуальной деятельности? 1. Определить, что может являться нематериальными активами Исчерпывающий перечень объектов, подлежащих охране, содержится в ст. 1225 ГК РФ. Есть объекты, подлежащие обязательной государственной регистрации и те, которые регистрируются по желанию автора и правообладателя. В середине 2015 года вступил в силу федеральный стандарт оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО №11) — и профессиональные оценщики получили инструментарий для работы. Сейчас официально этим могут заниматься только лицензированные специалисты, но компания может ориентировочно определить стоимость своей интеллектуальной собственности самостоятельно. 2. Отранжировать активы по степени важности для бизнеса 3. Обеспечить постановку нематериальных активов на баланс по фактической стоимости и вести реестр таких активов Чтобы поставить НМА на баланс, их необходимо оценить. Кем осуществляется эта процедура, было написано выше. Три основных подхода оценки НМА, выбирать нужно исходя из ситуации и планов компании на будущее: Затратный метод: за основу берутся затраты компании на разработку технологических решений, процессов, методов. Основная ошибка российского бизнеса – неучтённые затраты при создании объектов интеллектуальной собственности. Например, компания потратила на разработку объекта интеллектуальной собственности 30 млн рублей, а на балансе отразила только затраты в качестве госпошлины за патент в размере 10 тыс руб. Собственники бизнеса не знают, что затраты на разработку тоже необходимо включить в конечную стоимость актива. В итоге компания занизила стоимость своих активов и потенциально уменьшила прибыль, а, следовательно, налогооблагаемую базу и рыночную стоимость самой компании. Доходный метод: используют, когда нужно оценить объект интеллектуальной собственности в коммерческих целях, то есть. размером дохода, который компания получает от использования данных результатов интеллектуальной деятельности. Например, технология выпуска уникального шоколада заинтересовала иностранную компанию, которая хочет приобрести данную технологию, оценщик будет руководствоваться доходом, который получит компания от использования этого объекта ИС. Сравнительный метод: объекты ИС сравниваются с аналогами на рынке, подход используют редко, так как в основном продукт уникален и не похож на другие. 4. Обеспечить необходимую правовую защиту нематериальных активов через патентование и оформление ноу-хау Редко кто знает, что патент и ноу-хау – это не одно и то же. По своему техническому решению они могут абсолютно ничем не отличаться, но в качестве выбора охраны объекта интеллектуальной собственности отличаются кардинально. В первом случае патентуется технология, и вы рассказываете всему миру, в чем заключается ваша научно-техническая новизна, а при ноу-хау вы, наоборот, закрываете от всего мира новизну технологии и держите в секрете особенности производства. При патенте срок охраны – 20 лет (для каждого объекта патентного права, установлены определенные сроки действия патента ст. 1363 ГК РФ), а у ноу-хау срок охраны фактически неограничен и зависит только от того, как долго компания сможет соблюдать режим коммерческой тайны. Например, компания Coca-Cola выпускает свою газировку уже более 100 лет, и если бы она запатентовала свою технологию, то уже любая компания могла выпускать популярный напиток с той же технологией и рецептурой в любой точке мира. Каковы преимущества ноу-хау перед патентом? Срок охраны неограничен, в то время, как срок охраны патента на изобретение не более 20 лет. Нет никаких ограничений по объёму охраняемой информации. Охраняется всё, что пожелает владелец, а при патентовании объём охраняемой информации высчитывается с помощью специальной формулы, которая, вполне возможно, что будет неправильно истолкована. Ноу-хау не требует никаких финансовых расходов, разглашения информации, защита права наступает немедленно. При получении патента его необходимо оплатить, а всю информацию сообщить государственному патентному органу, что может дать возможность конкурентам узнать необходимую информацию об изобретении. Более затянуто наступление защиты, срок регистрации – не менее года. Таким образом, ноу-хау выглядит более привлекательным, нежели патент. Но нужно помнить, что ноу-хау необходимо тщательно охранять. Если кто-то пожелает зарегистрировать аналогичную формулу как изобретение, необходимо будет доказать, что он использовал чужое ноу-хау, иначе защита будет предоставлена ему, как владельцу патента. 5. Ввести режим коммерческой тайны и предусмотреть материальную ответственность за передачу данных третьим лицам Выполнение этого пункта достигается за счёт разработки положения о коммерческой тайне, которое оформляется, как приложение к трудовому договору и заключается с отдельными категориями сотрудников. 6. Разработать и внедрить локальные нормативные акты по постановке на баланс, оценке и капитализации нематериальных активов. Соответствующие инструкции можно найти в сети. Типичные ошибки при постановке результатов интеллектуальной деятельности на баланс компании Вот некоторые из них: Выявление НМА в результате инвентаризации, в результате чего происходит доначисление налога на прибыль, штраф и пени; На балансе отражены НМА, исключительные права на которые компании не принадлежат, в результате чего финансовая отчетность является недостоверной; Не внесены изменения в учетную политику компании; Не введен режим коммерческой тайны; Неверно применен подход к оценке. Почему вам необходимо начать управлять НМА и сделать это в ближайшее время? Залог прав на объекты ИС при кредитовании в ближайшем будущем станет реальностью, для этого есть все предпосылки, основная из которых это сокращение существенного отставания в развитии высоких технологий от зарубежных рынков. Создание единой блокчейн платформы управления интеллектуальной собственностью в России. В качестве инициаторов проекта выступают авторские общества, фонд Сколково и ряд университетов. Одна из главных задач РВК на ближайшее время: популяризация и стимулирование расширения практики предоставления прав на объекты интеллектуальной собственности в качестве залогового обеспечения с целью получения банковского финансирования. То, что ещё совсем недавно казалось для российского бизнеса фантастикой, в скором времени начнёт активно работать. Тот, кто подготовится заранее, сможет выиграть в конкурентной борьбе у своих менее расторопных коллег. Материалы по теме: Что выйдет из национальной криптовалюты: объясняют эксперты «У меня не было ничего, кроме мотивации – очень нужны были деньги» – записки бизнесмена-эмигранта Как выйти на необъятный китайский рынок Как открыть биржу криптовалют и зарабатывать несколько тысяч долларов в день 10 материалов и один тест, которые вдохновляют стать предпринимателем

Как увеличить стоимость компании за счет интеллектуальной собственности
© RB.ru