Мухаметшин: Евразийский экономический союз, взгляд в будущее

В Кишиневе 8 июня этого года планируется проведение первого заседания совместной рабочей группы по взаимодействию между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и Республикой Молдова (РМ). К участию в заседании приглашены представители профильных департаментов ЕЭК и исполнительных органов власти государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В этой связи Sputnik попросило чрезвычайного и полномочного посла России в Молдове Фарита Мухаметшина рассказать о планах и секретах успеха ЕАЭС. - Какой смысл заложен в деятельности ЕАЭС? — ЕАЭС — это современное интеграционное объединение, призванное создавать условия для стабильного развития экономики и всесторонней модернизации в интересах повышения благосостояния своего населения. При создании Союза учитывался как наш собственный опыт интеграционного взаимодействия в экономической сфере, прежде всего, в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, так и передовой международный опыт, включая ЕС и практику ВТО. - В чем привлекательность ЕАЭС? — Уже можно смело утверждать, что ЕАЭС состоялся как полноценная международная организация, де факто признанная во всем мире. Успешному осуществлению данного интеграционного проекта в немалой степени способствовало то, что государства-члены ЕАЭС имеют весьма значительный совместный багаж сотрудничества в различных сферах экономики, промышленной кооперации, технологий, богатые традиции исторических и культурных связей. Это объективное конкурентное преимущество нашего объединения, которым мы все дорожим и хотим поставить на службу экономического процветания наших стран. В рамках Союза сформирован крупный, даже по мировым меркам, рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы с совокупным ВВП свыше 2,2 триллиона долларов США и населением превышающим 180 миллионов человек. С каждым годом ЕАЭС становится все более привлекательным центром экономического притяжения для зарубежных стран. - Расскажите о планах развития ЕАЭС. — Союз активно развивается. В приоритетном порядке идет работа по созданию нормативно-правовой базы, постепенной ликвидации изъятий и ограничений в торговле, а также выстраиванию взаимовыгодного сотрудничества с иностранными партнерами. Обширная повестка по развитию интеграции расписана до 2025 года. В этом году, частности, предполагается создание единой системы доступа к государственным закупкам в ЕАЭС, в 2018 году в планах значится унификация законодательств по административной и уголовной ответственности за нарушения в сфере конкуренции. В 2019 году должен быть сформирован единый рынок электроэнергии, в 2020 году — рынок подакцизной продукции (алкогольная и табачная продукция), далее — предполагается выйти на интегрированный валютный рынок. Наконец, с 2025 года планируется запустить единый финансовый рынок, общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов, а также проводить согласованную финансовую политику. - Какие страны проявляют интерес к сотрудничеству с ЕАЭС? — Несмотря на то, что организация еще очень молодая, международная деятельность занимает все более значимое место в ее повестке дня. Так, с 2016 г. действует соглашение о свободной торговле (ССТ) между ЕАЭС и Вьетнамом. Начаты переговоры о заключении аналогичных соглашений с Израилем, Сербией, Египтом, Индией, Ираном и Сингапуром. С инициативой о заключении ССТ с ЕАЭС обращаются и другие страны (Бруней, Иордания, Республика Корея, Камбоджа, Монголия, Таиланд, Фарерские острова, Чили и т.д.). Весьма перспективными представляются наши контакты с Китаем. В настоящее время между КНР и ЕАЭС ведутся переговоры о заключении Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. - О Китае только и говорят. — На наших глазах меняется ландшафт международной экономической системы, на сцену выходят новые игроки, мир становится все более полицентричным. Китайская экономика стала крупнейшей в мире, обогнав американскую. Мы должны идти в ногу со временем и развивать новые форматы сотрудничества, которые позволяли бы нам эффективнее встраиваться в новую экономическую архитектуру мира, занять в ней собственную нишу. В качестве одного из приоритетов мы выдвинули идею сопряжения строительства ЕАЭС и китайского проекта Экономического пояса Шелкового пути. В перспективе этот процесс мог бы послужить основой для формирования нового интеграционного контура — Евразийского экономического партнерства с участием широкого круга стран, входящих в ЕАЭС, ШОС и АСЕАН. Это масштабная, комплексная задача, которая весьма актуальна в современных условиях и открывает новые перспективы для развития торгово-экономического сотрудничества в макрорегионе Евразии. - Получается, что акцент делается на азиатский вектор развития? — Это не значит, что другие направления взаимодействия для нас менее интересны. Мы стремимся развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми иностранными партнерами, в том числе со странами Евросоюза. Поиск путей развития взаимодействия в панъевропейском и евразийских регионах и точек соприкосновения интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и Евросоюза происходит, в частности, на площадках Европейской экономической комиссии ООН и ОБСЕ. Убежден, что несмотря на наблюдаемое в последнее время замедление торгово-экономического сотрудничества, вызванное как политическими, так и экономическими факторами, ЕАЭС и Евросоюз сохранят в среднесрочной перспективе друг для друга статус важных торговых партнеров. - Как Вы относитесь к получению Молдовой статуса наблюдателя в ЕАЭС? — Если такое решение будет принято осенью на заседании Высшего совета ЕАЭС, то этот статус дает право представителям государства-наблюдателя присутствовать на заседаниях органов Союза, получать принимаемые ими документы, но не позволяет принимать участие в принятии решений. Разумеется, учитывая традиционный характер экономических связей между нашими странами, такой формат сотрудничества далеко не предел в наших взаимоотношениях. При том понимании, что многое будет зависеть от вектора развития Молдавии и логики исторического процесса. - Некоторые ангажированные СМИ муссируют тезис о "возрождении имперских амбиций России" при создании ЕАЭС… — Подобная постановка вопроса не выдерживает никакой критики. Союз, как я уже говорил, — это экономическое объединение, а не политический блок. Планы развития ЕАЭС полностью укладываются в классическую логику построения экономических объединений по схеме: зона свободной торговли — таможенный союз — экономический союз. В основу Союза заложены принципы равноправия, взаимного уважения и учета интересов всех его участников. На практике ни у одного государства-члена ЕАЭС нет возможности в одностороннем порядке определять интеграционную повестку дня. Механизм принятия решений в органах ЕАЭС предусматривает консенсус при принятии всех решений в Организации, вне зависимости от экономического потенциала, численности населения и размера членских взносов. - Сообщают, что участие в Союзе не принесло государствам ожидаемых выгод, прежде всего, новым членам. — Это не так. Разумеется, спад темпов роста мировой торговли, снижение цен на ряд традиционных экспортных позиций стран ЕАЭС не могли не сказаться на общем состоянии экономик стран Союза. Однако их участие в общем рынке ЕАЭС существенно нивелировало воздействие негативных внешних факторов на национальные экономики. Страны Союза все активнее осваивают рынки друг друга. В прошлом году доля торговых операций внутри ЕАЭС в структуре общего внешнеторгового оборота достигла 14,1% (в 2014 году — 11,7%), заметно выросло производство сельхозпродукции, преодолен спад промышленного производства. В 2016 году экономический рост показали Армения, Казахстан и Киргизия. Постепенно в рамках ЕАЭС происходит диверсификация экспортной продукции, растут внутренние инвестиции. Благодаря Союзу в Казахстане появилась отрасль автомобилестроения, ее не было даже в советское время. В Киргизии создаются условия для восстановления текстильного и швейного производства, обувной и кожевенной промышленности и т.д. - Все познается в сравнении… — Повторю: вектор экономического развития — суверенное и неотъемлемое право молдавского народа. Лидеры государств-членов ЕАЭС не раз заявляли о готовности экономического союза быть надежным и предсказуемым партнером для всех, кто желает развивать взаимовыгодные контакты, а не строить разделительные линии. Мы не требуем к себе какого-либо особого, исключительного места в мире. Однако уважая интересы других, мы будем добиваться и учета наших интересов. Кстати, не пропустите: у Sputnik Молдова активные ленты в Facebook, ВКонтакте и "Одноклассниках". Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Молдова на родном языке — скачайте мобильное приложение для ваших смартфонов и планшетов. Скачать приложение для iPhone >> Скачать приложение для Android >>

Мухаметшин: Евразийский экономический союз, взгляд в будущее
© Sputnik Молдова