Войти в почту

Робот-администратор слушает

С 2015 года соцуслуги стали оказывать по новым правилам. Если раньше льготник получал их в ближайшем к дому собесе, то теперь может выбрать любой ему понравившийся. Да и сами учреждения социального обслуживания стали работать по-другому. С одной стороны, идёт конкуренция между территориальными подразделениями, расположенными в разных районах субъекта. С другой — между государственными и частными компаниями. Ежегодно в каждом регионе составляются ТОПы самых востребованных социальных учреждений. В Московской области первую строчку в рейтинге центров обслуживания населения (ЦСО) занимает «Журавушка», расположенный в Егорьевске. Накануне Форума социальных инноваций в нём побывал корреспондент «Парламентской газеты». Ремонт и телестудия — за внебюджетные средства Небольшое двухэтажное строение утопает в зелени и цветах. По периметру забора — аккуратно подстриженные туи, в центре — замысловатая скульптурная группа, к подъезду ведут идеально ровные дорожки. Здесь всё с иголочки, несмотря на то что зданию без малого сто лет. Когда-то в нём был детский дом, а ещё десять лет назад — невзрачное бюджетное учреждение, каких тысячи по стране. Теперь здесь есть робот-администратор, дорогие тренажёры и даже собственная телестудия, все — за счёт внебюджетных средств. В 2014 году государственные центры социального обслуживания законодательно получили разрешение оказывать дополнительные услуги на коммерческой основе. Тогда же ЦСО превратились в поставщиков услуг, а население — в их получателей. Тарифы устанавливает субъект, он же может заключать договор с коммерческими предприятиями и субсидировать им расходы. На постоянной основе «Журавушка» обслуживает порядка двух тысяч клиентов. Среди них и льготники, которые как получали, так и продолжают получать весь положенный им «социальный набор» бесплатно, и жители, не имеющие такой льготы. «Некоторые идеи, претворившиеся со временем в новые отделения, нам подсказала сама жизнь», — говорит директор центра Лидия Головушкина. Например, решение открыть отделение «санаторий на дому» родилось у коллектива после обращения сына одной из посетительниц центра. Перед молодым человеком возникла дилемма — необходимо уехать в длительную командировку, а пожилую маму, вдобавок недавно потерявшую зрение, оставить не с кем. Да и сама пенсионерка категорически против переезда куда бы то ни было: «На своих ногах хожу, а дома и стены лечат». Так в центре появилось отделение патроната пожилых людей на дому. Утром к подопечному заходит медсестра, потом психолог, социальный педагог, днём ему привозят горячий обед, приготовленный в столовой центра. Уборку проводят сотрудники центра, мелкий ремонт — мужская рембригада «Журавушки». Если пенсионеру необходимо поехать к врачу, он заказывает социальное такси. Цена приемлемая 2800 рублей в месяц столько стоят горячие обеды в ЦСО. Их готовят ежедневно в столовой центра. Большинство оказываемых центром услуг может получить любой россиянин, обратившийся в ЦСО с соответствующим заявлением. Только предоставлять их ему будут за плату. Впрочем, цены не идут ни в какое сравнение с прайсом коммерческих предприятий. Так, доставка продуктов или лекарств, которая пользуется большой популярностью у дачников, — 33 рубля. Горячие обеды (их готовят ежедневно в столовой центра) — 2800 рублей в месяц, вызов медицинской сиделки — 250 рублей в час. Все услуги, которые оказывают в центре, лицензированы. Другими словами, учреждение несёт ответственность за их качество и безопасность. В 2016 году, по данным руководства ЦСО «Журавушка», в центр за различными видами помощи обратились 8,5 тысячи граждан. В ЦСО работает отделение дневного пребывания, которое посещают егорьевские пенсионеры с активной жизненной позицией. В фойе обмахиваются веером две пожилые женщины в русских народных костюмах. «Мы сами по дому управляемся. Сюда только танцевать ходим», — охотно делятся участницы ансамбля «Голубка», пока хореограф отпустила их на перерыв. Каждый посетитель здесь выбирает занятие по нраву. Одни — разучивают технику модной сейчас скандинавской ходьбы, другие — лепят фигурки из соленого теста, рисуют или учат английский язык. Скорая социальная помощь Но творческими студиями и компьютерными классами для представителей третьего возраста сегодня никого не удивишь. Без них жизнь человека была бы гораздо более скучной и пресной, но вряд ли ей бы что-то угрожало. «Журавушка» — один из немногих в стране центров, где есть служба срочной социальной помощи. Ежегодно её сотрудники спасают десятки пожилых людей. В любое время дня и ночи они выезжают по звонку пожилого человека или его соседей. Если видят, что пенсионер в опасности (пьющие родственники не заботятся о нём или ещё хуже, распускают руки), забирают пострадавшего с собой. Пока он живёт в отделении дневного пребывания, получает медицинскую, психологическую и юридическую помощь. Максимальный срок пребывания в отделении — полгода. Многие, такие как 86-летняя Нина Семёновна Туровская, просят этот срок продлить, потому что возвращаться им некуда и не к кому. Нина Семёновна поселилась в «Журавушке» три месяца назад. Как её сюда привезли, не помнит. Накануне пожилая женщина потеряла сознание и несколько дней, пока её не обнаружил племянник, пролежала у двери своей квартиры. С тех пор она боится жить одна. В комнате, оформленной в нежных пастельных тонах, — кровать, платяной шкаф, телевизор. На покрытой вязаной салфеткой тумбочке фотография — улыбающаяся хозяйка рядом с седовласым мужчиной. Это приятель Нины Семёновны — Сергей Степанович, он живет в мужском крыле. Тоже вдовец, оставшийся в конце жизни совсем один. В этом отделении нет счастливых историй, но бывают счастливые встречи. Показывая фото, сделанное в центре, Нина Семёновна словно преображается. И даже перестает плакать, вспоминая о своей нелегкой судьбе — голодное военное детство, тяжёлая работа в совхозе, смерть сына и мужа, беспросветное одиночество. Только оказавшись в «Журавушке», она вновь почувствовала вкус к жизни и даже обновила гардероб. Альтернатива бюджетным учреждениям Ещё не так давно единственной альтернативой отделению временного пребывания для одиноких стариков было стационарное учреждение — те, что в народе называют домом престарелых. По своей воле в режимное учреждение, где каждый шаг регламентируется администрацией, мало кто хотел. В основном туда бабушек и дедушек отправляли родственники. На этой неделе в подмосковной Малаховке открылось первое в стране гериатрическое учреждение нового поколения — с просторными комнатами, пандусами, «умными» кроватями и тренажёрами. Центр в Малаховке — пока первый в стране пример частно-государственного образцового дома престарелых. Впрочем, директор, предприниматель в социальной сфере Алексей Сиднев категорически против такого сравнения. «Наш центр в отличие от государственных стационаров абсолютно открытое учреждение», — приводит он аргументы. Посетители, смогут навещать своих родственников 24 часа в сутки. В каждом помещении установлены камеры. Наконец, определён некий испытательный срок, по истечении которого посетитель сможет принять решение, хотел бы он тут остаться и на какое время. Стоимость проживания в центре — приблизительно три четверти пенсии. По расчетам Сиднева, получить назад вложенные в строительство и обустройство центра, он сможет лет через семь. Хотя обычно срок окупаемости в социальной сфере составляет 15 лет, из-за чего инвесторы вкладывать в неё деньги совсем не стремятся. «Одна из важнейших проблем в сфере государственно-частного партнёрства — это низкая инвестиционная привлекательность», — считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт. По её мнению, развивать социальный бизнес можно только при заинтересованности государства. В Люберецком районе Подмосковья, где открылся уникальный центр обслуживания пожилых людей, власти пошли навстречу предпринимателям: предоставили земельный участок, налоговые льготы и субсидировали процентную ставку по кредитам на строительство. Такие же меры принимают в администрации Пермского края и других регионах, где успешно развивается социальное предпринимательство. В результате 30 процентов от общего объёма социальных услуг перешло к частникам. Между тем создание конкурентной площадки в каждом регионе помогло бы побороть косность и равнодушие государственных поставщиков соцуслуг, простимулировало бы качество этих услуг и в целом положительно сказалось бы на качестве жизни населения. А это и есть главная задача социальной отрасли.

Робот-администратор слушает
© Парламентская газета