ВМЗ на треть снизил выпуск продукции для магистральных нефтепроводов Впервые с 2012 года Выксунский металлургический завод уменьшил объем производства труб большого диаметра (ТБД) и впервые с 2014 года увеличил выпуск железнодорожных колес. Об этом говорится в отчетности предприятия. Ситуацию в сегменте ТБД в компании объясняют сжатием спроса в нефтегазовом секторе. В 2017 году предприятие постарается удержать текущие объемы производства и расширить сортамент продукции. Аналитики считают, что работа трубного комплекса ВМЗ во многом будет зависеть от «Турецкого потока», и ожидают увеличения спроса на продукцию завода от других крупных проектов ­«Газпрома» и «Транс­нефти». В 2016 году производство труб большого диаметра на Выксунском металлургическом заводе (ВМЗ, входит в Объединенную металлургическую компанию, ОМК) снизилось на 35% до 875 тыс. т, говорится в годовом отчете ОМК. В связи с этим объемы производства металлургического комплекса «Стан-5000», который изготавливает широкий лист, упали на 22% до 730 тыс. т. ­Отметим, что планомерный рост объемов производства ТБД и проката наблюдался с 2012 года. С учетом падения текущие объемы выпуска труб почти соответствуют показателям 2013 года, листового проката — ­результатам за 2014 год. С учетом падения объем выпуска труб ВМЗ почти соответствует показателям 2013 года, листового проката — ­результатам за 2014 год К сокращению объемов производства ТБД привело уменьшение финансирования проектов «Газпрома» и сдвиги сроков поставки продукции. Ситуация усугубилась завершением программы реконструкции и ремонта трубопроводов «Транснефти». «Нефтяные компании в 2016 году крупные проекты нового строительства не реализовывали, трубы закупались для ремонта и реконструкции действующих трубопроводов»,— сообщили в ОМК. Впрочем, в холдинге еще год назад ожидали напряженности в трубной отрасли из-за роста конкуренции и требований к продукции. Тем не менее, в ОМК напоминают, что в 2016 году компания поставляла трубы для «Силы Сибири» и газопровода «Ухта — Торжок-2», а в сентябре подписала крупнейший в истории ВМЗ контракт с Nord Stream 2 AG на поставку 745 км ТБД. Кроме того, с ростом потребления труб для добычи и транспортировки нефти и газа выросло производство труб малого и среднего диаметра. Финансовые потери от падения сектора ТБД на предприятии не раскрывают. Производство железнодорожных колес напротив выросло на 7% до 342 тысяч штук, несмотря на то что колесопрокатный цех на протяжении года работал с вынужденными простоями. Напомним, падение объемов производства колес наблюдалось с 2014 года (по 30% ежегодно) и, несмотря на рост в 2016 году, не достигло объемов производства 2013-го (661 тыс. штук). В 2016 году ВМЗ поставил продукцию для скоростных поездов «Ласточка» на Московском центральном кольце, а в 2017 году холдинг получил контракт на поставку трех тыс. колес для Московского метрополитена, которыми будут комплектоваться новые вагоны «Москва». Кроме того, завод форсировал экспортные поставки. Но ситуация в сегменте железнодорожных колес остается сложной, несмотря на некоторые признаки оживления рынка России и СНГ, и сопровождается демпинговой политикой украинских производителей. В числе рисков отрасли в ОМК называют и сжатие емкости рынков. Выход из сложившейся ситуации в сегменте ТБД ОМК видит в выпуске новой продукции, например, труб из плакированных сталей для сложных условий добычи газа. Как рассказали „Ъ“ в компании, эти трубы будут востребованы для транспортировки неочищенного газа при добыче на шельфе: технология позволяет снизить стоимость использования трубопроводов и их металлоемкость. Аналитики указывают на то, что ключевым фактором для металлургов, и в частности для сектора ТБД, в ближайшей перспективе станет «Турецкий поток». «Пока в силу больших политических сложностей, которые сопровождают реализацию „Турецкого потока“, объективно трудно прогнозировать, как будут ­развиваться ­события. И металлурги являются своего рода заложниками ситуации»,— рассуждает доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов. По его словам, отрасль не сможет компенсировать потери за счет повышения цен, в том числе на другие виды продукции, и на рынке черной металлургии сейчас значительный кризис перепроизводства. Аналитик УК «Финам» Алексей Калачев, напротив, ожидает оживления в сфере строительства и ремонта магистральных трубопроводов, на что может рассчитывать ВМЗ: «Проекты, замороженные или подвисшие в прошлые два года, сдвинулись с мертвой точки. И „Транснефть“ и „Газпром“ — основные потребители труб большого диаметра — анонсировали масштабные трубопроводные проекты: „Газпром“ профинансирует продолжение строительства газопровода „Сила Сибири“, подписан договор на строительство одной нитки ­„Турецкого потока“, недавно согласована новая схема финансирования проекта „Северный поток-2“». Как отмечает господин Калачев, в 2017 году «Газпром» уже производил новые закупки труб: в феврале ООО «Газпром комплектация» закупило 563,4 тыс. т ТБД для строительства «Силы Сибири», ВМЗ тогда получил лоты на 14,9 ­млрд руб. или 23% всей сделки. Кроме того, «Транснефть» планирует продолжить магистральный нефтепровод Куюмба — Тайшет, расширить трубопроводную систему «Восточная Сибирь — Тихий океан» и реконструировать магистральные нефтепроводы Западной Сибири, добавил аналитик. Роман Рыскаль

Металлургам стало трубно
© Коммерсантъ в Нижнем Новгороде