Как туристов обманывают при бронировании жилья онлайн
В материале Sobesednik.ru – о том, как застраховаться от случаев обмана при бронировании жилья онлайн. Организовывать свой отпуск самостоятельно (от покупки билетов до поиска жилья) часто выходит куда удобнее и дешевле, чем через туроператоров. Правда, бронируя номер в хостеле, отеле или в квартире, стоит помнить про большой минус: никто не застрахует вас от обманщиков. Утром – деньги, вечером – шиш При онлайн-бронировании вы редко понимаете, у кого будете снимать жилье: в лучшем случае вам удастся поговорить с арендодателем по телефону, в худшем – просто отправите заявку через специальный сервис. Проблема в том, что часто и арендодатель, и сервис указывают: забронировать жилье можно только по предоплате (иногда даже просят внести 100% цены за сутки проживания). А дальше с каждым может произойти то, с чем столкнулась москвичка Анастасия, решившая с друзьями провести выходные в Казани. – Я уже и не помню, на каком сайте нашла квартиру. Кажется, на «Авито», – рассказывает мне Настя. – Нас попросили внести половину стоимости квартиры за сутки – 2 тыс. рублей. Когда мы перевели деньги с банковской карты, хозяин сообщил: «Как только будете подъезжать к Казани, позвоните, я вас встречу». Но когда молодежь приехала в столицу Татарстана, телефон хозяина квартиры был выключен, а квартира, за которую Анастасия отдала 2 тыс. рублей, находилась... по несуществующему адресу. – Мы расстроились, но обращаться в полицию не стали. Во-первых, хотелось все-таки отдохнуть и посмотреть Казань. Во-вторых, кто будет искать этого мошенника? Да и 2 тысячи – не такие уж и большие деньги, – продолжает девушка. – Пришлось срочно искать новое жилье. Вот за счет тех, кто приезжает погостить лишь на выходные, чаще всего такие мошенники и живут: ведь вряд ли гостю захочется портить себе настроение в путешествии. Впрочем, в этой истории есть один нюанс: ребята нашли квартиру на сайте частных объявлений, который, увы, никто не проверяет. Между тем есть популярные онлайн-сервисы, которые ведут юридическую документацию и заключают договоры с арендодателями, а значит, должны нести ответственность за то, как выполняется услуга по сдаче временного жилья. – Я сама сдаю квартиру в Москве (через Booking.com). Там не берут квартиры на сайт, пока не пришлют письмо с кодом на адрес сдаваемой квартиры – то есть все квартиры на «Букинге» реальные, – рассказывает Татьяна Иванова. – Могу объяснить, почему арендодатели просят предоплату: раньше я бронировала без предоплаты, но многие безответственные клиенты не заезжали и моя квартира простаивала (за 2 месяца было 3 «незаезда»): это значит, что я отказываю другим и теряю иногда приличные суммы. Бывало, что я жду бронь на 7 дней и отказываю тем, у кого заезд на месяц. А эти, с бронью, останавливаются у родственников. Вот люди и пытаются от таких «гостей» застраховаться. Совет: – Для того чтобы убедиться, что квартира, в которой вы хотите остановиться, действительно существует и сдает вам ее не мошенник, запросите кадастровый номер жилплощади и проверьте, кому принадлежит эта квартира, в режиме онлайн (на сайте Росреестра), – рассказывает адвокат Московской городской коллегии адвокатов Андрей Колесов. – Также попросите, чтобы арендодатель прислал вам копию своего паспорта (если он является владельцем квартиры, то этого будет достаточно, а если он посредник, то запросите у него и копию договора с собственником жилья). Если же выяснится, что вы перевели деньги мошеннику, то вы должны обратиться в прокуратуру (можно по месту жительства) с соответствующим заявлением. Парижская подстава С другой неприятной ситуацией столкнулась телеведущая канала «ТВ Центр» Елизавета Баландина, которая с супругом поехала отдыхать в Париж и предварительно забронировала квартиру через популярный международный онлайн-сервис. – Все было прекрасно: после нашего отъезда хозяин даже написал положительный отзыв о нас, – рассказывает Елизавета. – Но спустя четыре дня нам выставили счет в 37 тыс. рублей за... испорченное имущество (карта была уже «привязана» к сервису, а это означало, что, как только нужная сумма оказалась бы на карте, средства автоматически списались бы. – Авт.). Это похоже на вымогательство! Хозяин приложил к своему заявлению фотографии скола на мебели и какие-то пятна на деталях интерьера. Как такое могло произойти, если хозяин сам у нас принимал квартиру, когда мы уезжали? Елизавета сразу же обратилась в службу поддержки сервиса, где ей сообщили, что нужно описать ситуацию и ждать звонка... Но что же тогда делать с картой, на которую вот-вот должна была поступить зар-плата? – Все наши знакомые советовали «отвязать» банковские карты от системы сервиса онлайн-бронирования и скрыться, – рассказывает Лиза. – Мы одну карту удалили из сервиса, а другую – основную – к сожалению, удалить не удалось. Блокировать карту мы тоже не стали и готовы были даже идти в суд. Елизавета с супругом постоянно звонили и писали в центральный офис компании. В итоге их заявления рассмотрели, и все обвинения были сняты. Паре удалось сохранить деньги, но осадок остался. Совет: – Елизавета сделала все правильно: в случае, если возникают подобные недоразумения, сразу же обращайтесь в компанию, через которую бронировали жилье. Кроме того, желательно сразу заморозить свой банковский счет, чтобы деньги с вашей банковской карты не могли списать, – советует адвокат Андрей Колесов. – Впрочем, возможен и такой вариант. Хозяин квартиры в Париже подает иск в суд (естественно, французский), предположим, выигрывает его. Но, чтобы получить свои деньги, с решением суда Франции он должен приехать в Россию и подать в суд на арендаторов уже здесь. Если наш суд признает его правоту, тогда квартиранты должны будут заплатить. Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, нужно заключать соглашение и составлять к нему приложения – акты во время заезда в квартиру и выезда из нее. В этих актах (в двух экземплярах) должны быть перечислены особо ценные предметы, наличие или отсутствие поломок в обстановке и т.д. Не лишним будет сфотографировать квартиру (а также показать хозяину при заезде все сколы, если они есть). Займет это у вас 5 минут, зато потом будет возможность доказать свою невиновность. Кот в мешке Бронировать жилье через интернет, конечно, удобно. Однако нередко, глядя на красивые фотографии и описание квартиры, номера в отеле или хостеле, мы и не подозреваем, что на самом деле эти красоты не имеют никакого отношения к жилью, которое мы решили забронировать. Казалось бы, проблема не так уж страшна (по крайней мере крыша над головой есть, кровать тоже – что еще нужно?), но не стоит забывать, что вы заплатили деньги за конкретное жилье, которое увидели на фотографиях, а не просто «за ночлег». Совет: В случае, если вы забронировали квартиру с евроремонтом, а заехали в «бабушкин вариант», имеете полное право попросить задаток (если вы его вносили) обратно и искать новое жилье. Просматривая объявления, все же обращайте внимание на фотографии: они не должны быть смазанные, темные или, наоборот, слишком яркие (отредактированные в фотошопе). И обязательно читайте отзывы предыдущих постояльцев, которые наверняка не поленятся рассказать всю подноготную, если она существует. Оплата с карты – В случае, если оплата производится на онлайн-ресурсе, не переходите по ссылкам, сверяйте информацию, которая содержится в ваучере (название отеля, дату заезда, информацию о плательщике). – При оплате проверьте наличие фирменного логотипа на платежной странице. Если такой отсутствует, стоит насторожиться. – Обратите внимание на доменное имя, так как его очень трудно подделать. Если хоть какая-то буква в адресной строке отличается, есть вероятность, что этот сайт поддельный. – Если вы уже перечислили деньги, требуйте подтверждения платежа. Платеж должен подтвердиться в течение нескольких минут, в крайнем случае двух часов. В подтверждении должна быть указана сумма и информация о компании. – Для вашей безопасности лучше подключить СМС-уведомление о списании средств с вашего счета: если вовремя выявить, что вы перечислили деньги мошенникам, можно отменить перевод или заблокировать банковскую карту.