Ещё

Эксперты: стратегия позволит Севастополю решить накопленные десятилетиями проблемы 

, 14 июня. /Корр. ТАСС /. Стратегия развития Севастополя, которую планируется принять в качестве регионального закона в 2017 году, призвана создать новую экономику, социальную инфраструктуру и сделать город комфортным для жизни. Такое мнение высказали ТАСС севастопольские политики и эксперты.
Они отметили, что практически все сферы экономики и жизни города пришли в упадок за время пребывания в составе . После воссоединения региона с  в 2014 году началось их восстановление, однако городу необходим вектор дальнейшего развития. Эксперты указали, что для эффективной реализации стратегии необходимо наладить диалог между всеми заинтересованными участниками процесса, включая все ветви власти, и общественность.
Проблемы решаемы
Как отмечается в тексте стратегии, нахождение Севастополя и  после распада Советского Союза в составе Украины привело к катастрофическим последствиям. В городе исчез реальный сектор экономики — прекратили существование многие промышленные предприятия, а целый ряд гигантов превратился в мелкие производства, деградировало сельское хозяйство, осталось на уровне 1990-х годов качество курортных и туристических услуг. Сильно износилась городская инфраструктура.
Сейчас практически нет ни одной сферы, где в Севастополе не было бы проблем и явного отставания от других регионов России. Это касается как экономики, так и социальных вопросов.
"По показателю валового регионального продукта (ВРП) в расчете на душу населения Севастополь занимает одно из последних мест среди субъектов РФ. По этому важному параметру город более чем в четыре раза уступает средней величине по РФ и в три раза — по Южному федеральному округу. Основная причина такого результата заключается в чудовищном искажении структуры экономики Севастополя, превратившейся за время его пребывания в составе Украины в иждивенческую", — отметили создатели стратегии.
Как следует из документа, это «перекошенное» состояние экономики, в том числе, выражается в доминировании непроизводственных видов деятельности, которые не создают добавленной стоимости, таких как госуправление и услуги. Кроме того, имеется множество инфраструктурных и социальных проблем, например, отсутствие дорожного хозяйства, отвечающего запросам времени, изношенность жилого фонда (55%, тогда как в среднем по РФ — 8,8%), отставание по обеспеченности населения социальными объектами, в том числе больницами и учреждениями образования, и многие другие.
Впрочем, по мнению экономического обозревателя , глобальных препятствий к развитию города нет. «Системных проблем нет, но есть проблема привлечения частных инвестиций», — сказал Тихонов ТАСС, добавив, что обеспечение вхождения в регион инвесторов, создание для них благоприятных условий, является важнейшей задачей, которую предстоит решить для воплощения стратегических планов.
Развитие традиционных отраслей
"Севастополь впервые получит такой архиважный документ — стратегию развития. Во времена, когда Севастополь находился под юрисдикцией Украины, никаких подобных документов не было, это не позволяло ему нормально развиваться. Но сегодня есть надежда, что у Севастополя появляется вполне четкое представление о будущем", — сказал ТАСС депутат от Севастополя .
Проект стратегии предусматривает развитие экономики города в тех отраслях, которые исторически сложились в Севастополе. «Наибольший потенциал города мы видим в таких классических для Севастополя отраслях, как судостроение и судоремонт, приборостроение, туризм, виноделие и рыбный промысел», — сообщил ТАСС врио губернатора Севастополя . Он добавил, что по каждому из этих направлений в стратегии заложены существенные показатели роста.
К примеру, ключевая для Севастополя отрасль судостроения и судоремонта за постсоветский период полностью деградировала. Промышленный гигант советского времени — Севастопольский морской завод — сократил численность сотрудников до 130, тогда как в годы СССР здесь работало почти 16 тыс. человек, и практически прекратил хозяйственную деятельность. Однако, согласно стратегическим планам, отрасль должна вырасти в семь раз, причем речь идет не только о возрождении Севморзавода за счет модернизации, в которую и федеральный бюджет вложат более 7 млрд рублей до 2020 года, но также малых и средних предприятий, которых в городе более сотни.
"Уже можно говорить о проекте формирования севастопольского центра судостроения и судоремонта на площадках 13-го судоремонтного завода, Севморзавода, 771-го и 91-го заводов, которые будут в основном обслуживать нужды Черноморского флота. Соответственно, это будет влиять на загрузку малых предприятий. Малые и средние предприятия у нас в основном специализируются на гражданском судоремонте, на производстве маломерных судов, и эта отрасль у нас динамично развивается", — отметил Овсянников.
В результате реализации стратегических планов к 2030 году ВРП должен вырасти вдвое, планируется увеличение частных инвестиций в 2,5 раза, рост численности занятых в экономике на 24%, двукратный рост производительности труда.
Планы амбициозные, но достижимые
"Наши цели амбициозные, но достижимые. Конечно же, санкции и трудности с логистикой создают определенные преграды, но у Севастополя есть немало своих сильных сторон. Поэтому в первую очередь мы видим не трудности, а возможности для дальнейшего развития", — сказал Овсянников.
Тихонов отметил, что для реализации стратегии необходимо четко понимать конкретные шаги для ее воплощения. «Я бы не говорил о том, что все планы, заложенные в стратегии, полностью реализуются. Любая положительная подвижка в санкциях — и у нас инвестиционные показатели на порядок вырастут, и наоборот. Но это не означает, что таких планов не должно быть, люди, которые сюда идут, инвесторы, должны понимать приоритеты властей», — добавил он.
По мнению эксперта, многие вопросы реализации стратегии зависят от федерального центра, такие как развитие судостроения, где семикратный рост показателей напрямую связан с модернизацией отрасли за счет федеральных средств. Поэтому севастопольскому правительству необходимо сосредоточиться на решении тех задач, которые зависят именно от него. «Это привлечение частных инвесторов, создание большого количества государственно-частных партнерств, создание привлекательного туристического кластера, работа с человеческим капиталом», — уточнил Тихонов.
Стратегия уже работает
Стратегия, которую только планируется принять в качестве регионального закона, уже работает за счет реализации федеральных целевых программ (ФЦП), отметил врио губернатора Севастополя Овсянников. «В программе „Социально— экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года“ подробно описаны шаги на ближайшие три года, в программе „Развитие малого и среднего предпринимательства Севастополя на 2017 год“ — действия в данной сфере и так далее», — сказал он.
По словам Овсянникова, власти прорабатывают конкретные мероприятия, которые позволят воплотить стратегические планы. «Стратегия не только формулирует задачи, но и дает пути их решения, инструкция по ее реализации находится внутри самого документа. Кроме того, текущая работа правительства Севастополя синхронизирована с задачами стратегии. По сути — это более системный и комплексный подход к нашей ежедневной работе», — добавил он.
Овсянников уточнил, что местные власти сейчас особенно тщательно прорабатывают решение проблем, которым раньше не уделялось должного внимания, особенно в социальной сфере. «Это касается запуска ключевых проектов социальной сферы: по образованию, медицине, дорогам. Тем направлениям, которые напрямую влияют на качество жизни горожан», — сказал он.
Залог успеха — согласованность позиций
Одним из главных факторов, влияющих на реализацию стратегии в будущем, по мнению экспертов, является согласованность позиций всех заинтересованных сторон. В Севастополе, являющемся базой Черноморского флота, — это Минобороны РФ, все ветви власти и общество. «Есть главные игроки — это исполнительная власть, прежде всего, в какой— то степени законодательная власть, это, безусловно, Министерство обороны, поскольку мы всегда были базой ЧФ и мы совершенно неотделимы от флота, и, конечно, это гражданское общество», — отметила спикер Заксобрания Севастополя Екатерина Алтабаева.
Аналогичной позиции придерживается депутат Госдумы Белик, отметивший важность согласованности позиций с Минобороны РФ. «На стратегии должно быть буквально написано: „Согласовано Министром обороны Российской Федерации Шойгу С. К“. Без визы министра обороны и командующего Черноморским флотом , без учета видения развития города военным ведомством принятие стратегии недопустимо», — сказал он.
Эксперты также отметили особую важность диалога власти и общества. «Общественность хочет роста промышленности, а при этом в адрес приезжих звучит часто, что, мол, „понаехали“, иногда говорят вообще, что город нужно закрыть. Поэтому обязательно нужны коммуникации с людьми», — сказал Тихонов.
Обсуждение проекта стратегии в течение нескольких месяцев проходило на экспертных площадках, объединивших представителей разных отраслей экономики, общественности и независимых экспертов, командование ЧФ, также она прошла и общественное обсуждение. В результате в первоначальный вариант документа были внесены изменения, именно этот согласованный и обновленный вариант стратегии после согласования на федеральном уровне будет направлен в Заксобрание Севастополя для принятия в качестве регионального закона.
Видео дня. Цена нефти Brent превысила $40 впервые с марта
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео