Обмани, но продай: что мешает рынку классифайдов

Под замысловатым термином «классифайд» понимается вполне обыденная вещь, которой уже не первое десятилетие пользуются люди по всему миру. Это ресурс, на котором размещаются объявления, сгруппированные по темам (например: недвижимость, автомобили, работа, и прочее). Изначально классифайд представлял собой «доску объявлений» от и для частных лиц. Позже на этом рынке появились и компании, развились форматы b2c и даже b2b. Со временем, классифайды перетекли из печатных газет в интернет и мобильное пространство – смартфоны и планшеты. Одним из первых классифайдов принято считать американский Craigslist.org, который появился в 1995 году и быстро обрел популярность. В 2004 году в ресурс начал инвестировать интернет-гигант eBay. Сегодня Craigslist входит в топ-50 посещаемых сайтов в США: по данным ComScore на март 2017 года, сайт находился на 46 месте рэнкинга с ежемесячной аудиторией в почти 60 млн уникальных пользователей. По подсчетам AIM Group, в 2016 году выручка Craigslist превысила $690 млн, рентабельность составила 80%, а его основатель и совладелец Крейг Ньюмарк вошел в глобальный список Forbes с состоянием $1,3 млрд. Старейшим российским классифайдом можно назвать газету «Из рук в руки». Она появилась в печатном виде в 1992 году, в интернет-варианте – в 1997 году. К 2011 году на сайте irr.ru было размещено уже миллион объявлений. Правда позже «Из руки в руки» был потеснен Avito, который и по сей день является лидером на рынке FMCG-классифайдов (FMCG — Fast Moving Consumer Goods или товары широкого потребления) и из квартала в квартал бьет рекорды по прибыли. Сегодня рынок классифайдов продолжает активно расти – как в развитых странах, так и в странах с развивающимися экономиками, а также переживает период массовых M&A. Объем глобального рынка классифайдов превышает $100 млрд. А вот российский рынок, по данным компании IAB Россия, составляет всего 25 млрд рублей. Тем больше перспектив для роста. По прогнозам аналитиков Goldman Sachs, к 2020 году индустрия достигнет уровня 47 млрд руб. На классифайды недвижимости, по их же оценкам, придется 17 млрд, на авто и рекрутинг – по 13 млрд. В мире представлено две модели развития рынка классифайдов. Первый вариант – когда есть базовый («горизонтальный») классифайд, и он «подминает» под себя весь рынок, как, например, Leboncoin во Франции. Второй вариант – когда базовый классифайд используется преимущественно для мелкой торговли, а специализированные направления (авто, недвижимость) закрывают другие игроки. Так происходит, например, в Австралии, США, Великобритании и отчасти в России. У нас есть Avito, лидер среди FMCG-классифайдов. Когда он начал захватывать другие ниши, очнулись конкуренты – и локальные игроки, и крупные интернет-гиганты – и стали вкладываться в продвижение. Но, конечно, у небольших локальных классифайдов не так много возможностей для развития и шансов на выживание в долгосрочной перспективе, поэтому их цель, как правило, — кооперация с федеральными компаниями. Так, например, в 2016 году Avito купил сервис объявлений о недвижимости Domofond, а «Яндекс» еще в 2014 году (компания «Яндекс.Вертикали») приобрел портал Авто.Ру. Вообще, именно автомобили, их продажа, ремонт и сопутствующие услуги, – самый развитый и прибыльный сегмент российского рынка классифайдов. И здесь наиболее явно прослеживается российская специфика. Так, более 80% сделок в рамках классифайдов совершаются между частными лицами. При этом рынок крайне нецивилизован – в классифайдах много мошенников, продавцы постоянно указывают неверную информацию о состоянии и пробеге автомобиля, о стоимости работ, нет никакого юридического наказания за подобный обман, отсутствуют информационные системы, которые позволяли бы частным лицам отслеживать историю владения авто. В результате покупатели частно теряют деньги или покупают некачественный продукт. Глобальная проблема российского рынка e-commerce – недоверие, которое в классифайдах усугубляется отсутствием прозрачных инструментов для проведения сделок и работающих правовых гарантий. В Европе или США любую обманную транзакцию можно «откатить», у нас, если сделка прошла, и покупатель отдал деньги, ее результаты уже не изменить. В связи с тем, что доверие потребителей катастрофически быстро тает, компании стали уделять особое внимание правовому аспекту. Современные классифайды стараются уходить от образа банальной «доски объявления» и многое делают для того, чтобы не быть пассивным участником событий - выходят в оффлайн, напрямую к клиентам, чтобы люди тратили на сделки не только меньше времени, но и нервов. Например, тот же «Яндекс» проверяет машины, выставленные на их «площадках». Недавно компания также запустила сервис «Автосервисы» (на базе Авто.ру), с помощью которого можно икать техцентры, мойки, шиномонтажи и другие организации, нужные водителям. Отбирать сервисы можно по расположению, возможности оплатить услуги банковской картой, по категории «официалы-неофициалы». На площадке также можно ознакомиться с оценками клиентов, которые тем не менее не дают четких гарантий качества — хотя бы потому, что «копаться» в отзывах не всегда есть время. Работает несколько авто-классифайдов, «заточенных» под нужды автодилеров (Maxposter, CarOperator, TradeDealer, CarCopy, Autocloud, Carbay). Есть совсем свежий стартап «ОСАГО» для розницы, который обещает гарантировать и сроки проведения ремонта, и соблюдение цены работ, и решение сопутствующих вопросов со страховой компаний. Однако, у таких нишевых стартапов свои проблемы – с масштабированием, развитием и монетизацией. В сравнении с развитыми странами средний доход с одного пользователя (так называемый показатель ARPU - Average revenue per user) у игроков российского рынка классифайдов заметно ниже. До сих пор многие услуги, за которые на Западе взимают плату, предоставляется россиянам бесплатно. И они морально не готовы платить за них в будущем. Сам же бизнес классифайдов довольно затратный – это и разработка софта, и продвижение. При этом крупные корпорации покупают стартапы не так часто – у интернет-гигантов есть свои разработчики и разработки. В то же время, люди все меньше доверяют классифайдам, и, если их правовая защищенность не повысится, спрос на возможности этих ресурсов начнет снижаться. Поэтому дальнейшее развитие рынка, скорее всего, за кооперацией лидеров рынка e-commerce и технологичных стартапов, которая сможет сделать классифайды прозрачными и удобными, полнофункциональными маркетами, отвечающими запросам современного потребителя.