В ЦФО "забуксовала" технологическая кооперация
Ломать стереотипы По словам президента Калужской торгово-промышленной палаты Виолетты Комиссаровой, эта тема в последние годы обсуждается довольно активно - как внутри региона, так и за его пределами. Так, по результатам проводимого палатой опроса руководителей компаний области внутрирегиональная кооперация отмечена как одно из основных условий повышения эффективности промышленной сферы. Однако воз и ныне там, и ситуация эта далеко не "типично калужская". - Сегодня ушел в прошлое стереотип о том, что представители малого бизнеса - это владельцы палаток или киосков. Когда Тула в начале 1990-х практически одномоментно лишилась сотни тысяч рабочих мест, многие стали "челноками". Но они уже давно свою "историческую миссию" выполнили, - рассуждает президент Тульской ТПП Юрий Агафонов. - Одно из ключевых направлений программы социально-экономического развития области до 2021 года - увеличение доли в объеме валового регионального продукта от малого и среднего бизнеса до 30 процентов. Сегодня на долю МСБ приходится порядка 15 процентов ВРП. Нам предстоит удвоить эту долю, а сделать это можно, развивая малый и средний бизнес. И есть эффективные проекты такого развития, но все упирается в деньги. Где найти финансирование на их реализацию? Сегодняшняя система банковских кредитов не способствует развитию производства, потому что те ставки, что предлагают сегодня банки, позволяют в лучшем случае поддерживать уже существующий уровень и объемы производства. Но не расти и не выходить на новый уровень. Больше доверять Сегодня существует 23 государственных - федеральных и региональных - института развития, которые готовы оказывать помощь предпринимателям. В каждом регионе в том или ином виде существуют фонды поддержки предпринимательства. Однако, по словам Агафонова, в той же Тульской области поддержку из него получают примерно 200-300 предприятий малого бизнеса, а тех, кому такая помощь нужна, - около 60 тысяч. - Это, конечно, не повод для пессимизма. По опыту знаю, что те, кто действительно добивается желаемого, рано или поздно приходят к поставленной цели. Пусть не с первого раза и не слишком гладко, но пути решения проблем рано или поздно находятся, - уверен Агафонов. Один из таких путей - как раз технологическая кооперация. На различных публичных трибунах вроде бы признается, что многое малые предприятия могут сделать лучше - дешевле и технологичнее. В той же Калужской области, по свидетельству Виолетты Комиссаровой, из общего количества юридических лиц, ведущих свою деятельность на территории региона, почти половина - малые и средние предприятия, среди которых наиболее эффективными являются инновационные компании. - Практика показывает, что именно инновационный бизнес демонстрирует рост и налоговых отчислений, и заработной платы, - подчеркивает президент Калужской ТПП. Однако устойчивой связи малых с большими, несмотря на вроде бы очевидную выгоду для последних, не наблюдается. Основной проблемой в этом процессе считается слабая информированность производителей о возможностях коллег. По мнению представителей малого и среднего предпринимательства, их инновационные предложения не всегда готовы рассматривать в качестве технических решений крупный бизнес и государственные корпорации. Те, в свою очередь, отмечают недостаток конкурентоспособных поставщиков из числа небольших компаний. - При этом в Тульской области есть хорошие примеры такого взаимодействия, - продолжает президент Тульской ТПП Юрий Агафонов. - К примеру, КБП, "Тулаточмаш", "Сплав", Кимовский радиоэлектромеханический завод, "Туламашзавод" принимают заказы на 100 миллионов рублей и более, которые выполняют представители МСП. Но это, что называется, локальные удачи. Им удалось договориться. А вот системного взаимодействия нет. А оно необходимо. Экономически нецелесообразно выпускать на крупном предприятии абсолютно все, что нужно для производства продукции. Намного дешевле и выгоднее размещать часть производства на базе малых предприятий, себестоимость которых намного ниже. Особенно важно задуматься об этом сейчас, когда в стране все говорят об импортозамещении. Экономически нецелесообразно выпускать на крупном предприятии абсолютно все, что нужно для производства продукции Есть и положительные примеры и в Калужской области. Так, ООО "Континентал Аутомотив Систем Рус" и калужский завод "ВОЛЬВО" по производству грузовых автомобилей, по словам их руководителей, намерены расширить круг поставщиков автокомпонентов и пригласили к сотрудничеству местных производителей. Другой успешный пример региональной кооперации - взаимодействие компаний Калужского ИКТ-кластера и ООО "Завод опытного приборостроения" по разработке и производству электронных устройств, в частности кассовой техники нового образца. Изменения законодательства предусматривают существенные перемены в использовании кассовой техники и способа передачи сведений о продажах в налоговую инспекцию. Так, на волне этих перемен компания "Калуга-Астрал" получила разрешение на обработку фискальных данных с кассовых аппаратов для передачи информации в налоговые органы: наработки сравнительно небольшой фирмы пригодились. Создавать систему Но системного взаимодействия в Калуге, как и в Туле, нет, как и структуры, которая бы этим занималась. Хотя попытки такие делаются. По инициативе региональной ТПП в Туле был создан Центр субконтрактации. Но дальше открытия дело, по сути, не пошло. - Центр создали и отдали в ведение областного комитета по предпринимательству, - пояснил Агафонов. - Через год этот проект был "успешно" похоронен. Почему? Да потому что центр оторвали от реальной среды - бизнеса, предприятий, экспертов, разработчиков проектов. И передали чиновникам. И сегодня у нас есть опасность повторить этот путь. Нужно ориентироваться на успешный опыт других регионов - например, на Липецк, Томск, Омск. Действительно, в ряде регионов были созданы инжиниринговые центры, занимающиеся подготовкой малых и средних предприятий к тому, чтобы они увеличивали свои заказы и развивались. Зачастую сами МСП не в состоянии это сделать, поскольку не имеют соответствующего уровня и специалистов. А иначе на конкурентоспособную продукцию, качество которой удовлетворяло бы крупный бизнес, не выйти. - Эксперты инжинирингового центра могли бы организовать анализ уровня технологичности этих предприятий, разработать программу технического перевооружения и подготовки кадров. И в конечном итоге - через какое-то время вывести их на принципиально новый уровень, - считает Агафонов. Такой центр в Туле может появиться уже в этом году. По крайней мере в программе экономического развития - 2016 подобная структура заявлена в качестве проекта. Но пока о его создании ничего не известно. В Калужской области в качестве решения проблемы было предложено провести аудит региональной программы экономического развития. В частности, включить в подпрограмму "Развитие промышленного сектора экономики Калужской области" раздел о развитии кооперации и кластерных инициатив в приоритетных секторах экономики. Кроме того, предприниматели и руководители области сошлись во мнении о необходимости создания единой региональной информационной базы потенциала калужских компаний для взаимовыгодного сотрудничества в производственной сфере. Будут ли все эти шаги эффективными или вновь идею "успешно похоронят", покажет время. Ведь заявления делаются из года в год. Трудно отделаться от впечатления, что чиновники, которые могли бы создать необходимые структуры для организации технологической кооперации, не слишком стремятся этим заниматься, но при этом тех, кто мог бы взять на себя подобное дело, к нему допускать не спешат. Тем временем В Туле состоялась презентация областной электронной площадки по продаже школьной одежды от предприятий легкой промышленности области. По словам регионального министра промышленности и топливно-энергетического комплекса Дмитрия Ломовцева, тульские производители способны произвести практически всю линейку школьной одежды и обуви высокого качества. В свою очередь, директор регионального Фонда развития промышленности Дмитрий Пронин заявил, что площадка была создана в рамках областной программы поддержки легкой промышленности и призвана качественным образом улучшить взаимодействие между заказчиками и региональными производителями одежды и обуви. Портал по продаже одежды сейчас работает в тестовом режиме. Запустить полноценную версию планируют к началу учебного года.