Новосибирские депутаты остались недовольны поправками к мусорной концессии

В Законодательном собрании Новосибирской области вновь прошло обсуждение концессионного соглашения по строительству двух мусоросортировочных комплексов на территории региона, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Ранее областные депутаты подключились к обсуждению мусорной концессии — тема вызвала широкий общественный резонанс. Для рассмотрения вопроса была создана рабочая группа, которая в мае озвучила выводы о необходимости доработки заключенного концессионного соглашения. После в региональном правительстве были рассмотрены два дополнительных соглашения к концессии. Существенным условием утверждения постановления правительства стало согласование проектов дополнительных соглашений с профильным комитетом Законодательного собрания. Именно эти проекты допсоглашений обсуждались в ходе заседания комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам новосибирского парламента 14 июня. По словам заместителя губернатора области Сергея Сёмки, в допсоглашениях учтены поступившие со стороны рабочей группы и депутатов предложения и замечания. В частности, снижается объём обязательной загрузки мусоросортировочных заводов — с 800 до 728 тысяч тонн мусора в год, вводится чёткая формула расчёта субсидии концедента в случае недостижения планируемого уровня годовой загрузки, исключается целый ряд «особых обстоятельств», за невыполнение которых областной бюджет был обязан платить концессионеру, а тариф будет утверждаться только после появления проектов заводов, прохождения всех необходимых аудитов и получения экологического разрешения. Однако, депутаты новосибирского областного парламента по-прежнему остались недовольны условиями «мусорной концессии». Так, заместитель председателя комитета Законодательного собрания по строительству, ЖКК и тарифам Вадим Агеенко отметил, что ряд предложений законодателей действительно нашел своё отражение в предлагаемых проектах допсоглашений. Но снижение объёмов валовой выручки и гарантированных объёмов ТКО по-прежнему не соответствуют объёмам, предусмотренным территориальной схемой. «Рабочая группа и комитет предлагали сократить на 15−20% гарантированные объемы мусора от объемов двух сортировочных комплексов (ТКО МСК «Раздольное и «Верх-Тула»), что должно было составить не более 670 тыс. тонн. При этом, гарантированные объемы загрузки МСК относятся к инвестиционным параметрам соглашения, от которых будет зависеть объём необходимой валовой выручки, объёмы инвестиционной и производственной программ концессионера, срок окупаемости инвестиций и установленные тарифы концессионера», — сказал Вадим Агеенко, отметив, что, согласно заключениям департаментов по социально-экономическим и правовым вопросам, ряд положений в дополнительных соглашениях содержит взаимоисключающие либо противоречащие друг другу изменения в пункты и приложения действующего концессионного соглашения. А председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Евгений Покровский подчеркнул, что ранее депутаты сформулировали предложения к действующему концессионному соглашению, определили целый ряд проблемных вопросов и нюансов, которые могут возникнуть при реализации мусорной концессии, но «не все из этих очень важных вопросов нашли отражение в дополнительных соглашениях». «Мы считаем, что предложения комитета должны быть рассмотрены. Считаю, что необходимо продолжить совместную работу в рамках созданной на площадке правительства региона рабочей группы, и, конечно, с участием депутатов Законодательного собрания», — заявил Евгений Покровский. В то же время, общественники по-прежнему подчеркивают, что власти снова не касаются экологической составляющей вопроса, что не может не настораживать. «Не учтено для нас самое главное — нет переноса мусорного полигона из бассейна реки Издревая», — прокомментировала ИА REGNUM обсуждение вопроса в Заксобрании руководитель инициативной группы «Поможем реке Издревой» Юлия Колеватова. Общественники сейчас готовятся вновь выйти на митинг, чтобы привлечь внимание именно к экологической стороне вопроса. Как ранее сообщало ИА REGNUM, заключённое в июле 2016 года концессионное соглашение до сих пор является одной из острых тем, обсуждаемых в Новосибирской области. Много претензий к соглашению у экологов: по близкому расположению запланированного МСК к реке Издревой; по угрозе существования здесь видов, занесённых в Красную книгу; и по вреду тысячам семей, живущих в окрестностях района. Против строительства мусоросортировочного комплекса с полигоном выступило ранее и Западно-Сибирское управление Росавиации. Причина в том, что предполагаемое месторасположение находится в полосе воздушных подходов, в соответствии с федеральными правилами использования воздушного пространства размещение здесь объектов, которые способствуют привлечению птиц, запрещено. В 2017 году в Новосибирске уже проходили пикеты и митинги против строительства мусорного полигона. В марте Ространснадзор признал строительство полигона в Раздольном незаконным. В апреле компания-строитель представила проект полигонов и пообещала не загрязнять реку. При этом власти Новосибирской области ещё в конце 2016 года заявили, что в новосибирской агломерации «существует тревожная ситуация в сфере обращения с отходами», так как «отходы производства и потребления, образующиеся от населения и предприятий разных сфер как города Новосибирска, так и области, в большей мере просто захоранивают на полигонах или свалках». На территории Новосибирской области (по состоянию на конец июля 2016 года) в государственный реестр были включены 18 объектов размещения отходов (для промышленных отходов — десять, для ТКО — восемь), действует 25 объектов по захоронению отходов, имеющих тариф на услуги по утилизации ТБО. Количество объектов несанкционированного размещения отходов составляет более 500. Приём отходов города Новосибирска и новосибирской агломерации осуществляют четыре полигона, остаточный ресурс которых исчисляется — от одного года до четырёх лет. В рамках концессионного соглашения между Новосибирской областью и ООО «Экология-Новосибирск» (концессионер) планируется создать два современных автоматизированных мусоросортировочных комплекса, включая полигоны для размещения твердых коммунальных отходов на территории Верх-Тулинского и Раздоленского сельсоветов Новосибирского района проектной мощностью 400 тысяч тонн отходов в год каждый. Срок концессионного соглашения — 40 лет, с 2016 по 2055 год.