Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Эксперты: изменения в законодательстве не улучшили диалог между продавцом и покупателем

Ровно полгода в России действуют новые правила взаимоотношений между продавцом и потребителем. Согласно им, большинство потребительских споров продавцы и покупатели должны решать без участия . По данным Минпромторга РФ, новые правила должны снизить количество анонимных жалоб покупателей, а также разгрузить Роспотребнадзор от большого числа внеплановых проверок по жалобам потребителей.

Эксперты: изменения в законодательстве не улучшили диалог между продавцом и покупателем
Фото: ТАССТАСС

Однако, по мнению экспертов, опрошенных , продавцы и покупатели пока не готовы к правовому диалогу без участия государственных структур. По их мнению, клиенты пока не могут самостоятельно решать потребительские споры из-за низкой юридической грамотности. А продавцы не спешат идти им навстречу.

Видео дня

Тонкости потребления

С середины января в связи с принятием поправок в федеральное законодательство изменились требования к рассмотрению Роспотребнадзором обращений потребителей. Теперь, прежде чем обратиться с жалобой в ведомство, потребитель обязан обратиться за защитой своих нарушенных прав к продавцу (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю). И только в том случае, если его требование не было рассмотрено либо удовлетворено, он вправе написать жалобу в орган государственного контроля и надзора.

В территориальных управлениях Роспотребнадзора в Санкт-Петербурге, Свердловской и Пензенской областях, Краснодарском крае и ряде других регионов ТАСС сообщили, что не отслеживают, насколько эффективными оказались новые правила взаимоотношения между продавцом и покупателем, четкой статистики по этому вопросу нет.

Президент Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей Любовь Бахметова рассказала ТАСС, что сейчас потребителям крайне трудно получить информацию о товаре от продавца. "Потребителей, которые хотят узнать у продавца информацию о товаре, игнорируют, поэтому они стараются не связываться. Часто покупатели не знают своих прав, чтобы самостоятельно обращаться в торговые точки, поэтому этим должно заниматься государство", - полагает она.

По словам члена Ассоциации юристов России и Международной ассоциации юристов Дениса Пучкова, для нового порядка существуют исключения: если покупатель столкнулся с нарушением требований санитарного законодательства, технических регламентов Таможенного союза, то он напрямую может обратиться в Роспотребнадзор. Однако об этих исключениях из правил потребитель зачастую не знает, отмечает юрист.

По его словам, продавец обязан предоставить покупателю полную информацию о товарах, особенно тех, которые могут причинить вред его здоровью. К этой категории товаров относятся, в числе прочего, продукты питания, фрукты и овощи. По словам начальника отдела надзора за условиями воспитания, обучения и питания населения управления Роспотребнадзора по Омской области , в части получения потребителем полной информации на фрукты и овощи существует масса проблем.

"Страна происхождения, которая указана на ценнике, зачастую не соответствует действительности. Нередки случаи, когда на плодоовощную продукцию отсутствуют сопроводительные документы. Мы не можем на 100% утверждать, что это санкционная продукция, однако такие продукты являются потенциально опасными, мы их изымаем", - рассказала Бойко.

"Засекреченные" фрукты и овощи

Примером такой "маскировки" может служить ситуация в Екатеринбурге. Там при продаже ягод зачастую не указывают на ценнике страну ее происхождения. А если эти данные есть, то зачастую информация не соответствует действительности. На эту проблему не раз обращала внимание властей ректор Уральского государственного аграрного университета (УрГАУ) . "Продавцы тщательно маскируют страну происхождения фруктов и овощей, чтобы избежать проверок ", - говорит Донник.

По ее словам, самостоятельно докопаться до истины потребителю невозможно, так как цепочка завоза некоторых товаров может привести к странам, которые попали под продовольственное эмбарго России. "Узбекская" клубника из Сербии может быть выращена в стране, которая попала под продэмбарго России. Сербия в данном случае может быть перекупщиком. Наши фрукты и овощи полностью вытеснены с рынка, например, вы не найдете на прилавках уральских магазинов краснодарской клубники, так как торговым сетям выгодно работать с крупными зарубежными товаропроизводителями", - сказала ректор УрГАУ. К слову, ретейлеры, работающие на Урале, отказались от комментариев по данному вопросу.

Эксперты отмечают, что подобное засекречивание информации о товаре и нежелание магазинов делиться ею с потребителями создает лазейки для попадания санкционной продукции на прилавки магазинов. Директор кемеровского сельскохозяйственного производственного кооператива "Береговой" Сергей Поликов рассказал ТАСС, что присутствие на рынке запрещенных к ввозу овощей "есть сплошь и рядом". "Не то чтобы на это кто-то жаловался, но мы сами просто это видим", - говорит Поликов.

По данным управления Россельхознадзора по Оренбургской области, только с начала 2017 года на российско- казахстанском участке границы выявлено шесть случаев ввоза на территорию региона запрещенной подкарантинной продукции польского происхождения общим весом 27,9 т. - яблоки, капуста пекинская. Фитосанитарные сертификаты и документы, подтверждающие качество и безопасность данной продукции, отсутствовали. Вся продукция была уничтожена.

По словам Поликова, выявить всю "санкционку" невозможно, а закрытая для потребителя информация о товаре создает предпосылки для появления такой продукции на торговых прилавках. По мнению экспертов, ситуация в регионах складывается неоднозначная, в том числе из-за коррупционной составляющей и действующего законодательства, которое пока не в полной мере адаптировано под защиту прав потребителей.

Мера ответственности

В соответствии с требованиями статьи 21 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция подлежит декларированию. Это значит, что изготовитель или продавец пищевой продукции должен иметь на эти продукты декларацию о соответствии, в которой, помимо прочих сведений, обязательно должны указываться наименование и место нахождения изготовителя.

"Отсутствие такой декларации о соответствии является нарушением технических регламентов и может послужить основанием для обращения в Роспотребнадзор без предварительного обращения к продавцу, - подчеркивает Денис Пучков. - Действующее законодательство достаточно полно и всесторонне регламентирует порядок продажи продуктов питания, в том числе фруктов и овощей, порядок предоставления покупателям информации о месте происхождения продуктов, их потребительских свойствах. Согласно пункту 11 Правил продажи отдельных видов товаров продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах, находящихся на прилавке, и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров, в том числе местонахождение производителя".

Пучков уточнил, что Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает ответственность владельцев магазинов за нарушение вышеуказанных требований. "Стоит отметить, что нормы об ответственности постоянно меняются в сторону ужесточения, и в настоящее время отсутствие информации об изготовителе продукции влечет не только наложение на нарушителя штрафов, но и конфискацию данной продукции", - сказал эксперт.