Ещё
Названы регионы с самой доступной ипотекой
Названы регионы с самой доступной ипотекой
Недвижимость
Европа поможет Украине
Европа поможет Украине
Экономика
Раскрыта зарплата инженера в ракетном центре на Урале
Раскрыта зарплата инженера в ракетном центре на Урале
Личный счет
Названо число «скрывающихся» от государства россиян
Названо число «скрывающихся» от государства россиян
Личный счет

Висенте Гуаярт, архитектор Барселоны: «Мы должны задуматься о смене самой парадигмы развития городских пространств» 

Висенте Гуаярт, бывший главный архитектор Барселоны и сооснователь Института передовой архитектуры Каталонии (IAAC), на веранде на Мясницкой греется на солнце, не подозревая, что через час столики и зонтики накроет дождь. Профессор MIT и одновременно предприниматель (Гуаярт руководит компанией Guallart Architects, работающей над проектами зданий для девелоперов и архитектурными планами для городских властей), он приезжает в  несколько раз в год — читать лекции для магистерской программы «Город и технологии: прототипирование городов будущего» в Высшей школе урбанистики . В этот раз Гуаярт — с визитом в  на фестиваль Geek Picnic. Проблема современных проектов в развитии городов — в том числе в принятии решений за закрытыми дверями, подчеркивает Гуаярт, объясняя, почему так часто выступает перед массовой аудиторией.
«Если в Москве стали расширять тротуары, значит, и правда города по всему миру меняются кардинально», — шутит Гуаярт, увидев меня. Распространение беспилотников приведет к тому, что все больше людей откажутся от личного транспорта, а значит, пешеходные зоны будут расти, считает он. И это лишь одно из проявлений трансформации городских пространств в эпоху интернета. В Барселоне, благодаря инициативам «умного города» (22 программы, 83 независимых проекта), с которыми работал Гуаярт, добились колоссального сокращения издержек. Например, по подсчетам бывшего мэра Антони Вайвза, Барселона ежегодно экономит около $58 млн за счет новой системы управления водоснабжением. По мнению аналитиков , к 2025 году изменения будут ежегодно приносить Барселоне дополнительные $832 млн, из которых $86,4 млн придут из карманов туристов. Какие бизнес-возможности несет перерождение городов в «умные»? Какие уроки из опыта Барселоны могут вынести предприниматели, представители государства и инвесторы?
— Как вы определяете термин «умный город»? В последнее время оно стало «модным» словом, значение которого сильно размывается.
— Это действительно так, я вижу это в разных кругах — среди представителей администрации, среди бизнесменов, среди обычных людей, интересующихся инфраструктурой. В России это тоже ощутимо: в советское время градостроительное планирование не было системным, в СССР куда более четко прописывали планы фабрик и заводов, теперь же мы видим попытку «переизобрести» устройство городов. Здесь города выполняли вспомогательную функцию для подвига человека в труде, для экономических целей и рабочего процесса. Тем интереснее наблюдать и участвовать в изменении городских пространств, которые становятся все больше ориентированными на самые разные нужды человека.
Понятие «умный город» стали активно использовать около 20 лет назад крупные технологические компании, автор термина — . Все дело в том, что города переживают волну прихода новых технологий каждые 30-35 лет, это долгий цикл. Если новое поколение смартфонов или автомобилей выходит каждый год, а «апргрейд» мобильного приложения вообще можно получать раз в месяц, — то города «обновляются» с промежутками в десятилетия. В один из таких периодов, в конце XX века, технологические гиганты осознали, что частью волны должны стать цифровые технологии. Они увидели возможность для расширения бизнеса за счет повсеместного проникновения систем в города: в ряд своих клиентов (корпораций самого разного профиля) они решили включить и архитекторов, и городские ведомства. Безусловно, конечной целью должно было стать улучшение качества жизни. С одной стороны, это было позитивное событие: лидеры в развитии технологий, действительно разбирающиеся в эффективных системах работы с информацией и зарождающихся «облачных» технологиях, решили заняться городской инфраструктурой, принести технологии для энергосбережения, экологичности и простого доступа к сервисам. С другой стороны, была загвоздка: об урбанистике в теории они знали немного.
— К чему это привело?
— Они попытались модернизировать существующие городские системы, хотя, на мой взгляд, куда важнее изменить сами принципы устройства этих систем. Создатели Tesla не пытаются оборудовать электромоторами авто на бензине, они создают новый по своей сути автомобиль. С концепцией управления городами должно было произойти то же самое. Мы должны задуматься о смене самой парадигмы развития городских пространств. И к этому мы пришли только сейчас. Например, я не вижу большого смысла оснащать красными и зелеными лампочками парковки на улицах — для индикации, занято ли место или нет. Нам стоит задаться вопросом: а нужно ли вообще столько парковочных мест в эпоху беспилотных автомобилей? Мы только начинаем понимать, что для развития «умных городов» придется переизобрести всю систему.
— Каких игроков считать главным драйвером подобных изменений? Крупные ИТ-компании остаются наиболее активными?
— В эпоху интернета появляются новые игроки, которые развивают технологии «умного города» — это и крупные компании, и стартапы. В 1990-2000-х рынок не формировал запроса на сервисы таких компаний, как  или Facebook. Их основатели сами изобрели принципиально новые модели и технологии и предложили их рынку. Сегодня это одни из самых дорогих компаний в мире. Через десять лет стали появляться компании, которые захотели быть купленными Google или Facebook. Они, скорее, не придумывали принципиально новых моделей, а ориентировались на «курс движения» гигантов. В контексте трансформации городских пространств сегодня происходит то же самое. Есть компании, представившие действительно революционные сервисы, — Uber, Airbnb. Они пережили волну противостояния со стороны консерваторов. Это было видно, например, по волнам протеста против Uber: например, властям в Барселоне было сложно принять, что правила работы таксистов, исторически регулируемые местным законодательством, переворачивает компания с офисом в Калифорнии. Но таков масштаб изменений в эпоху цифровых технологий и растущей мобильности. Сегодня такие компании, как Uber и Airbnb, очевидно, становятся поставщиками платформенных решений, в экосистеме которых стартапы (и венчурные инвесторы, которые хотят заработать) развивают все новые продукты.
На этом этапе важно, чтобы все игроки двигались в одном направлении. Например, развивает доставку с помощью дронов — безусловно, это влечет серьезные изменения городской среды. Вопрос в том, что Amazon не сам делает беспилотники с машинным зрением и умением ориентироваться в пространстве. Значит, чтобы рано или поздно жители городов получали книги, заказанные в интернет-магазине, через окно, разработчики AI-технологий должны работать с игроками вроде Amazon, а не, скажем, поставить свои сервисы на службу полицейским, которые из-за сверхжесткого регулирования (а мы знаем, что муниципалитеты продолжают настороженно относиться к инновациям) будут бороться с дронами Amazon. Мы стоим перед очень сложными вызовами, где должны объединить усилия разные игроки, «поверив» в одни и те же технологии и сценарии развития рынков. Да еще и регулирование должно позволить им осуществить задуманное.
— Как к этому прийти?
— Я верю, что комплексные трансформации нужно развивать от небольших пилотных проектов к все более масштабным. Именно так мы сможем сделать действительно радикальные изменения. Показателен пример того, как администрация вводила новый класс такси, Boro Taxis. Столкнувшись с тем, что в городе спрос на такси удовлетворяется плохо (большинство такси редко выезжали из центра Нью-Йорка, особенно много времени проводя на ), в 2011 году мэр Нью-Йорка , решил начать собирать GPS-данные с датчиков, установленных в желтых такси. Исследуя параметры движения такси в разных районах, один за другим, группе Блумберга удалось выяснить, в каких местах дефицит услуг такси был наиболее ощутим — именно здесь в 2013 году было запущено движение машин Boro Taxis. Причем опять же — эксперимент начался с одного района и последовательно расширялся. Это очень показательно: максимальный результат был достигнут именно благодаря тому, что проект реализовывался шаг за шагом.
Мы в Барселоне придерживались тех же принципов. Например, нам нужно было решить проблему движения автобусов, в движении которых никто из жителей не разбирался. Исторически сложилось, что автобусные маршруты складывались в хаотичную систему: открылась фабрика в одной части города, в другой — появлялось поселение рабочих, их связывали автобусной линией. В итоге в Барселоне получилось 110 автобусных линий, которые не были связаны воедино. Перед нами было две опции. Первая — установить GPS-оборудование на автобусы, оборудовать остановки wi-fi, — и в принципе, с точки зрения удобства жителей все бы «работало»: в приложении можно было бы следить за движением транспорта, получать оповещения. Но правильнее оказался второй путь. Мы переосмыслили всю систему автобусных линий и из 110 маршрутов сделали 29. Люди наконец-то стали понимать логику движения автобусов в городе. И мы добились куда большего эффекта, чем если бы просто предоставляли информацию о местонахождении автобусов, — мы увеличили число людей, которые пользуются общественным транспортом. И опять же: вначале мы провели эксперимент с трансформацией автобусной сетки только нескольких районов, в пределах четырех маршрутов, — и только увидев позитивные изменения, начали расширять изменения.
— Как вы оцениваете, что было ключевым компонентом для столь эффективной реализации всех программ «умного города»?
— То, что нам удалось усадить всех за один стол. На самом старте мы создали специальный департамент, Urban Habitat, в котором объединились специалисты по охране окружающей среды, градостроители, инженеры, энергетики, конструкторы водных систем, архитекторы, программисты. Мы сделали Urban Habitat центром единым принятия решений. Это позволило нам избежать того, что часто происходит — борьбы разных департаментов за бюджеты, бюрократии без реального результата. Urban Habitat выступил партнером Cisco, поставщика IoT-cистем для большинства проектов. Честно сказать, я думаю, если бы мы не создали структуры, подобной Urban Habitat, нам было бы сложно убедить крупные компании работать с нами. Следующим логичным шагом было создание единой информационной среды — мы объединили множество отдельных wi-fi сетей (скажем, у полиции была своя сеть, а у служб городского освещения — другая и т.д.) и все собираемые данные попадали в единую платформу для обработки. Единственная wi-fi сеть соед