Бизнес санкций не боится: российские виноделы возрождают производство в Крыму
Российское виноделие в настоящее время входит в период расцвета, не в последнюю очередь благодаря Крыму. Корреспондент ФБА «Экономика сегодня» побывала в республике и лично убедилась, что крымские виноделы готовятся отметить очередной рекорд собственной продукцией. Виноделие – новый тренд развития Крыма Согласно данным ФТС России, в 2017 году Крым стал активнее экспортировать вина собственного производства, по сравнению с прошлым годом. При этом еще в прошлом году Россия, благодаря программе субсидирования, вышла на докризисный уровень по закладке новых виноградников – пять тысяч гектаров. Однако в этом году рекорд планируется побить и выйти уже на 6 тысяч гектаров, виноградная лоза с которых принесет в бюджет новые поступления. Особую роль в этом подъеме играет Крым с уникальными природными данными: климат полуострова схож с Нуриутпой в австралийской Долине Баросса, черноземы, карбонатные, каштановые и коричневые почвы позволяют производить сложные вина. На сегодняшний день в настоящие флагманы крымского виноделия вышла компания Alma Valley, чья продукция всего за два года существования на рынке уже успела завоевать более 40 наград престижных отраслевых конкурсов, в том числе за рубежом. Основное производство компании сосредоточено в Альминской долине (село Вилино), но благодаря успешности на рынке руководством было принято решение о поиске и покупке новых участков для расширения. В частности, как рассказал нам Игорь Сердюк, заместитель генерального директора компании, приобретены 1080 га в Севастополе. Участок расположен на высоте 250 метров над уровнем моря и благодаря своим климатическим особенностям уже получил именитое прозвище – маленькая Бургундия. Кроме того, виноделы Alma Valley присмотрели и еще пару участков в Севастополе, которые, по их мнению, схожи с Тосканой и Шампанью. В идеале, перед принятием решения о покупке земельного участка не только проводится его визуальный осмотр, но и изучается почва на пригодность к посадке винограда. А вот в Севастополе правительство предоставило бизнесу почвенные карты советских времен, когда на этих землях выращивали виноград сорта Ркацители. Стоит отметить, что в СССР проводились тщательные исследования почв, которые оказались весьма полезны и в наше время. Как рассказал Алексей Сапсай, директор по развитию, Alma Valley вводит новые принципы исследования виноградников: органическое виноградарство и высокоточное виноделие (precision viticulture), которые с помощью дифференцированного подхода к каждому участку позволяют максимизировать экономическую эффективность и минимизировать пестицидные нагрузки и расходы удобрений при обработке. Этот подход – важный аспект в развитии земель, сохраняющий и приумножающий их природные свойства, что, несомненно, привлекает и правительство. При этом надо заметить, что от посадки до сбора первого урожая проходит не менее 5 лет. Поэтому особенно важно, что в настоящее время инвесторы перестали опасаться и начинают вкладываться именно в долгосрочные проекты, на перспективу. А ведь стоимость земли в Севастополе, являющемся, как известно, самостоятельной административной единицей, составляет порядка 500 млн рублей за 1000 га, что дороже многих участков в Крыму. На основных виноградниках в Вилино к нам присоединились Сергей Стравкин, исполняющий обязанности главного агронома, и Валерий Козлов, агроном по защите растений. Они рассказали, что в настоящее время 200 га засажены виноградом, и уже около 150 га – плодоносят. Урожайность достигает, в среднем, показателя 6-8 тонн с гектара, но все зависит от сорта куста, листового аппарата, высоты лозы, инвестиций и количества людей. Компания занимается выращиванием порядка 15 сортов винограда, намереваясь приобрести до 500 га в Альминской долине в течение ближайших пяти лет. Сейчас виноделы готовятся к пятому урожаю и с нетерпением ожидают продажу миллионной бутылки. Российское виноделие сквозь призму санкций Еще несколько лет назад, когда возрождение виноделия в Крыму только началось, многие производители считали, что стоит сделать акцент на рынок Западной Европы. В итоге - посадили европейские сорта и не посадили ни одного автохтонного (местного), но конкуренция на Западе такова, что прорваться на страдающий от перепроизводства европейский рынок было тяжелее, чем думали крымчане: и Италия, и Испания производят много «лишнего» вина, которое заполняет открывающиеся рынки. Сейчас же, после возвращения Крыма в состав России, пошла «мода» и на автохтонные сорта. Хотя вина из классических европейских сортов, которые в основном и выращивает Alma Valley, получаются очень самобытными. Их по достоинству оценили в Германии, где русская диаспора готова предлагать крымское вино в своих магазинах, барах и ресторанах. «Они каждый год подходят к нам на выставках и интересуются, можно ли приобрести наши вина для реализации у себя. Приобрести можно, ввезти вряд ли получится – санкции же! – Хорошо, говорят они, мы придем через год… То есть им нравится это вино, они знают его цену и готовы его покупать. Европейский бизнес ждет отмены санкций, может быть, даже больше нас. Конечно, речь пока идет не о промышленных поставках, у нас попросту и нет таких объемов для экспорта, но на нишевые рынки Европы мы уже сейчас могли бы поставлять, тем более, что есть и спрос», - делится впечатлением Игорь Сердюк. Между тем, участие в международных выставках пока не обходится без приключений - образцы приходится везти через Москву, иногда даже и в багаже, а от некоторых выставок, где организаторы допускают Крым, только как Украину, приходится отказываться вовсе. Однако виноделы не отчаиваются, что и воздается им в виде заслуженных наград на тех самых выставках, поскольку качество все-таки остается выше санкций и политических игр. В свою очередь, страны ближнего зарубежья относятся к крымским винам с определенной долей инерции. Белоруссию российские виноделы признают перспективным рынком, но белорусские квоты на ввозимую продукцию ограничивают их амбиции. Через 5-10 лет крымские вина могут прочно закрепиться на столах у белорусов. Еще только «познают мир вина» в Казахстане. «Они еще на том уровне понимания вин, что, оценивая, полагают, что раз производитель в России – то вино должно быть дешевым. А это не может быть так, потому что у нас более «дорогие» деньги: не стоит и сравнивать, сколько кредит стоит у нас, и сколько в Европе», – поясняет Игорь Сердюк. По его словам, ближнее зарубежье в плане поставок демонстрирует «выраженную косность». «Она есть и внутри России, но в РФ она сломалась с патриотическим подъемом, потребителю было интересно попробовать и убедиться в том, что российское вино ничем не хуже иностранных вин. Подсаживаются на наши вина, это я точно знаю. Я и сам подсел. С трудом могу пить что-то не наше», - признался он. «Российский рынок - четвертый по объему потребления в мире, и для российского вина потенциал еще далеко не исчерпан, - добавляет Алексей Сапсай. - Мы вполне можем продавать свои вина только на российском рынке, хотя с точки зрения экономической устойчивости, конечно, хорошо было бы продавать и на экспорт. Но это исключительно с точки зрения дифференциации рынков и базовых правил экономической устойчивости». Слова Алексея на примере ситуации с российскими продажами подтвердил и Игорь Сердюк: «Многие сейчас говорят о якобы углубляющемся кризисе… Но мы начали продавать свою продукцию в августе 2015 года. И по итогам первого года продаж, на 1 сентября 2016 года, мы продали ровно 500 тысяч бутылок, это объем первого урожая. Таким образом, за первый год продаж, мы продали весь объем произведенного вина. А сейчас, за 9 месяцев этого года, уже «ловим» миллионную бутылку, то есть мы удвоили объем продаж за девять месяцев второго года! А впереди - наше крымское лето и ожидание нехудших продаж в некоторых сезонных точках. Так что мы хорошо растем». Таким образом, виноделы Крыма, имея перед глазами огромный российский рынок, не страдают от санкций Запада: участвуют в международных выставках, закупают европейские саженцы, планируют развитие и даже расширение географии своих поставок, в частности, за счет азиатского рынка. Стабильность открывает новые перспективы «Наш вклад в развитие Крыма - это не просто объем налоговых поступлений: мы, как маяк, который, с одной стороны, задает уровень качества, доказывая, что мы можем на равных выступать в одном ряду с лучшими мировыми винодельческими хозяйствами, возвращая Крым в обойму производителей с древнейшей историей. Ведь Крым с VI века до нашей эры знает, что такое вино, - подчеркнул Сердюк. - Крымское виноделие доросло до нынешнего мирового стандарта и идет дальше, так как мы двигаемся новыми, еще никем не проторенными путями. А с другой стороны, и это имеет большое значение для нашего национального менталитета – крупный капитал перестраивается от психологии временщика к психологии долгосрочного медленного капитала. Это трансформирует менталитет всего государства, меняет горизонт планирования, меняет ощущение земли, которая надолго, а не которую отберут или продадут через пару лет… Вот в этом ментальном отношении наш вклад, думаю, даже более значим, чем в цифровом исчислении налогов, которые мы платим, или даже медалей, которые мы получаем». Конечно же, расширение и, в частности, приобретение новых участков под виноградники требует увеличения производственных мощностей. Генеральный директор Alma Valley Андрей Григорьев поделился планами компании. «В настоящее время мы собираемся построить еще один завод, а в перспективе – и второй под производство с новых виноградников. Нам предстоят серьезные вложения – порядка 70-80 млн евро в инфраструктуру и строительство завода, а также около 10 млн евро освоение земли и посадку виноградников», - рассказал он, отметив, что государство поддерживает эти устремления, компенсируя 30-35% от затрат на посадку винограда, уход за молодыми виноградниками, устройство оросительных систем, а также раскорчевку старых виноградников из бюджетных средств. Кроме того, бизнес получает налоговые льготы, которые вернутся государству сторицей - около 500 млн рублей годовых поступлений в бюджет при выходе заводов на планируемые мощности. Григорьев отметил, что через 10 лет ожидаемая мощность производства новых заводов составит 6-7 млн бутылок в год. Но и на этом виноделы не останавливаются: те земли, которые не пригодны для посадки винограда, планируют использовать под другие культуры, пасеки, а также туристические зоны. Активное развитие региона требует переосмысления отношения к нему, поэтому особенно отрадно констатировать, что Крым, как со стороны бизнеса, так и со стороны властей, перестраивается на долгосрочные стратегии, подразумевающие понимание того, что это наш общий вклад в вечные ценности.